iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Рождественский вертеп

Оригинал взят у k_istine_icxc в Рождественский вертеп
До революции в нашей стране в дни рождественских праздников были очень распространены кукольные вертепные представления. Их устроители ходили по домам и рассказывали о событиях рождественской ночи. В двадцатом веке эта традиция была забыта нашими соотечественниками. Публикуя статью Ольги Черевковой, мы хотели бы вызвать у наших читателей интерес к замечательной традиции рождественского вертепа. И, может быть, кого-то побудить изготовить вертеп для своих родственников и друзей.

vertep-01


Вертеп – древнерусское слово. Обозначает оно пещеру. Согласно Священному Писанию, Сын Божий – Младенец Иисус Христос – родился в вертепе, где остановились на ночлег Дева Мария и праведный Иосиф. Но вертепом также называлось старинное сценическое кукольное представление, рассказывающее о рождении Младенца Иисуса Христа. Принято считать, что с этого кукольного рождественского представления и начинается история кукольного театра на Руси.

Чтобы увидеть этот театрик, не нужно было приходить в специальное театральное помещение с большой сценой и зрительным залом. Рождественский вертеп сам каждый год на Рождество приходил в гости в любую семью и, камерно разместившись на столе или на двух скамейках в тесном семейном кругу, вновь и вновь безыскусно рассказывал такую притягательную, вечную историю о рождении Сына Божия. О рождественских кукольных представлениях наши предки оставили немало теплых, восторженных и благодарных воспоминаний.

Устройство вертепа

Что же собой представлял рождественский вертеп? Вертеп был простым деревянным ящичком с прорезями. Делали этот театрик свободные от своего летнего земледельческого труда крестьяне долгими зимними вечерами. Сам вертепный ящичек представлял собой домик в два этажа. Верхний ярус этого домика, собственно, и представлял пещеру Рождества. В нем размещались маленькие ясли, в которых лежал спеленатый Младенец Христос; фигурки Иосифа и Девы Марии, склоненные над ясельками; вол и ослик, согревающие Спасителя своим дыханием.

Эти фигуры нельзя было назвать просто куклами: в них никогда не играли как в куклы, не произносили за них речи. Они изображали рождественскую сцену и были знаками, символами Рождества. Порой вместо фигурок в верхнем ярусе ставили икону праздника Рождества.

Соответственно этой рождественской сцене оформлялся и весь верхний ярус домика. Его оклеивали бумагой синего цвета или окрашивали в синий цвет. На крышу домика вырезалась рождественская Вифлеемская Звезда, возвестившая всему миру о чудесном рождении Сына Божия. Эта Звезда была сквозной. С внутренней стороны домика ее подсвечивали свечой. И она действительно сияла мерцающим светом во время рождественского представления.

С внутренней стороны ящик обклеивали белой заячьей шкуркой. Белый цвет символизировал чистоту. В то же время заячья шкурка скрывала прорези в ящике, по которым двигались фигурки.

Читать далее...


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments