iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

НОВОГОДНЕЕ СЛОВО – Патриархъ Тихонъ

Оригинал взят у benkdorf777 в НОВОГОДНЕЕ СЛОВО – Патриархъ Тихонъ
Оригинал взят у orthodoxy_news в НОВОГОДНЕЕ СЛОВО – Патриархъ Тихонъ
Оригинал взят у pisma08в НОВОГОДНЕЕ СЛОВО – Патриархъ Тихонъ

 

Сказанно в храмѣ Христа Спасителя въ Москвѣ передъ началомъ новогодняго молебна 1/14 января 1918 г.

 

Минувшій годъ былъ годомъ строитель­ства Россійской державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ вавилонскаго стро­ительства?

На всей землѣ былъ одинъ языкъ и одно нарѣчіе. И сказали люди: построимъ себѣ городъ и башню высотою до небесъ, и сдѣлаемъ себѣ имя, прежде нежели разсѣемся по лицу всей зем­ли. И сошелъ Господь посмотрѣть городъ и баш­ню, которую строили сы­ны человѣческіе. И сказалъ Господь: сойдемъ и смѣшаемъ тамъ языкъ ихъ такъ, чтобы одинъ не понималъ рѣчи другого. И разсѣялъ ихъ Господь от­туда по всей землѣ (Быт. 11, 1, 4-5, 7-8). Не угодно было Господу строительство Вавилонское, противно планамъ Божественнаго домостроительства.

«Сотворимъ себѣ имя» — не напоминаетъ ли это желаніе нашихъ прародителей быть яко боги (Быт. 3, 5)? Единый дотолѣ языкъ смѣшался въ раз­ныя нарѣчія, и единый народъ раздѣлился на разныя племена, враждебныя другъ друга и истреблявшія одно другое.



Аще не Господь созиждетъ домъ, всуе трудишася зиждущіе его, напрасно рано встаютъ и поздно просиживаютъ (Пс. 126, 1- 2). Это исполнилось въ древности на вавилонскихъ строителяхъ. Сбывается днесь и воочію нашею. И наши строители желаютъ сотворить себѣ имя, своими реформами и декретами облагодѣтельствовать не только несчастный русскій народъ, но и весь міръ, и даже народы гораздо болѣе насъ культурные. И эту высокомѣрную затѣю ихъ постигаетъ та же участь, что и замыслы вавилонянъ: вмѣсто блага привносится горькое разочарованіе. Желая сдѣлать насъ богатыми и ни въ чемъ не имѣющими нужды, они на самомъ дѣлѣ превращаютъ насъ въ несчастныхъ, жалкихъ, нищихъ и нагихъ (Апок. 3, 17). Вмѣсто такъ еще недавно великой, могучей, страшной врагамъ и сильной Россіи они сдѣлали изъ нея одно жалкое имя, пустое мѣсто, разбивъ ее на части, пожирающія въ междо­усобной войнѣ одна другую. Когда читаешь «Плачъ Іереміи», невольно оплакиваешь сло­вами пророка и нашу дорогую Родину.

Какъ Господь повергъ на землю красу нашу, какъ разрушилъ укрѣпленія, какъ отвергъ царей и князей нашихъ. Страна, нѣкогда многолюдная, стала одинока какъ вдо­ва, великій между народами князь надъ областями дѣлается данникомъ. Горько плачетъ онъ, и слезы на ланитахъ его, и нѣтъ у него утѣшителя. Враги его стали во главѣ, непріятели благоденствуютъ, и врагъ простеръ руку на самое драгоцѣнное у него. Воз­зри, Господи, и посмотри, какъ мы унижены, и есть ли болѣзнь, какъ наша, какая постигла насъ. Весь народъ воздыхаетъ, ища хлѣба, отдаетъ драгоцѣнности свои за пищу, дрова достаетъ за большія деньги, и наслѣдіе наше переходитъ къ чужимъ. Дѣти просятъ хлѣба, и никто не подаетъ имъ. Ѣвшіе сладкое истаеваютъ на улицахъ, и воспитанные въ багряницѣ жмутся къ навозу (Плач. 1, 1-2, 5, 10- 12; 2, 1-2; 4, 4-5; 5, 2-4). И это въ странѣ, бывшей житницею цѣлой Европы и славившей­ся своими богатствами.

И вся эта разруха и недостатки оттого, что безъ Бога строится нынѣ русское госу­дарство. Развѣ слышали мы изъ устъ нашихъ правителей святое имя Господне въ нашихъ многочисленныхъ совѣтахъ, парламентахъ, предпарламентахъ? Нѣтъ. Они по­лагаются только на свои силы, желаютъ сдѣлать имя себѣ, а не такъ, какъ наши благоче­стивые предки, которые не себѣ, а имени Господню воздавали славу. Оттого Вышній посмѣется планамъ нашимъ и разрушитъ совѣты наши. Подлинно праведенъ Ты, Гос­поди, ибо мы не покорны были Слову Твое­му (Плач. 1, 18).

Забыли мы Господа! Бросились за новымъ счастьемъ, стали бѣгать за обманчивы­ми тѣнями, прильнули къ землѣ, хлѣбу, къ деньгамъ, упились виномъ свободы, - и такъ, чтобы всего этого достать какъ можно больше, взять именно себѣ, чтобы другимъ не оставалось. Заботимся о томъ, что преходитъ, - прилежати же о душѣ, вещи безсмертнѣй, совсѣмъ забываемъ. Оттого и на­ши заботы о созданіи «храминъ и житницъ» постигаетъ неудача. Церковь осуждаетъ та­кое наше строительство, и мы рѣшительно предупреждаемъ, что успѣха у насъ не будетъ никакого до тѣхъ поръ, пока не вспомнимъ о Богѣ, безъ Котораго ничего добраго не можетъ быть сдѣлано (Іоан. 15, 5), пока не обратимся къ Нему всѣмъ сердцемъ и всѣмъ помышленіемъ своимъ (Матѳ. 22, 37). Те­перь все чаще раздаются голоса, что не наши замыслы и строительныя потуги, которыми мы были такъ богаты въ мимошедшее лѣто, спасутъ Россію, а только чудо, - если мы будемъ достойны этого.

Будемъ же молить Господа, чтобы Онъ благословилъ вѣнецъ наступающаго лѣта Своею благостію, и да будетъ оно для Россіи лѣто Господне, благопріятное (Ис. 61,2).

 

«Церковный вѣдомостн» №1, 1918 г. (текстъ печа­тается по сборнику «Акты Святѣйшаго Патріарха Тихона...», М. 1994 г.) - «Православная Русь», № 1, 1995 г.





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments