iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Мировоззрение русского учёного.

Оригинал взят у pitanov в Мировоззрение русского учёного.
Оригинал взят у 13vainamoinen в Мировоззрение русского учёного.

Н.И. Пирогов осматривает больного Д.И. Менделеева. Художник И. Тихий


Русский учёный, хирург Николай Иванович Пирогов. В Интернете легко можно найти его биографию. За скупыми строчками дат, званий, перечисления научных работ почти невозможно разглядеть живого человека.
К счастью, он оставил дневник «Вопросы жизни. Дневник старого врача» в котором подробно рассказывает о своей жизни и о своей вере.
Н.И. Пирогов родился в 1810 году в семье военного казначея, майора провиантского бюро. Отец был очень набожным. В семье строго соблюдали все посты, не пропускали ни одной воскресной службы в церкви, дома подолгу молились, читали акафисты. Но, как отмечает в своём дневнике Николай Иванович, при всём этом Евангелие в дорогом переплете, не открывалось, ни разу. Детям не объяснили смысл веры.
Поэтому не удивительно, что при поступлении в Московский университет, молодой человек, студент, будущий учёный не видел никакого смысла в соблюдении ничего не значащих для него обрядов.


К тому же Пирогов был значительно моложе своих сокурсников (ему тогда было всего четырнадцать лет) и легко попал под их влияние. Среди студенческой молодёжи того времени было модно бравировать выставленным на показ нигилизмом – отрицанием всего, и не только религии.
Как пишет Николай Иванович в своём дневнике: «Между молодежью в последнее время встречались и такие личности, которые никак не хотели и настолько закабалить мысль, чтобы остановиться на дважды два – четыре. «Мысль моя свободна, – утверждали они, – и я хочу – приму, хочу – нет, какую ни на есть математическую аксиому». Этим лицам и в голову никогда не приходило, что распущенность мысли и воли есть страшный недуг, от развития которого в себе должен беречься каждый из нас, кто не хочет покончить с собою самоубийством или домом умалишенных».
В 1828 году Пирогов, вместе ещё с несколькими студентами уезжает в Дерпт, чтобы там продолжить учёбу. И на долгие годы полностью погружается в изучение медицины. Никакого интереса к религии он не испытывает. Потом возвращается в Россию и активно продолжает работать здесь.
Впервые, как признаётся Николай Иванович в своём дневнике, он задумался о вере в Бога в 35 лет: «Я предложил отправиться моей невесте с матерью в Ревель, на морские купания, куда и я должен был прибыть через месяц. Березин согласился.
Этот месяц разлуки был для меня тем замечателен, что я в первый раз в жизни почувствовал грусть о жизни. В первый раз я пожелал бессмертия - загробной жизни. Это сделала любовь. Захотелось, чтобы любовь была вечна, - так она была сладка. Умереть в то время, когда любишь, и умереть навеки, безвозвратно, мне показалось тогда в первый раз в жизни чем-то необыкновенно страшным».
Но путь к вере оказался не простым. Учёный много размышляет, но пока не находит твёрдой опоры своим убеждениям.
«Мне нужен был отвлеченный, недостижимо высокий идеал веры. И, принявшись за Евангелие, которого я никогда сам не читал, а мне было уже 38 лет от роду, я нашел для себя этот идеал».
Пирогов пишет: «Мои религиозные убеждения имели несколько фазисов, и каждый из них совпадал с известным возрастом и с нравственными и житейскими переворотами».
Новое для него мировоззрение формируется не просто. Пирогов записывает в своём дневнике: «Нужно уяснить себе главное в практической жизни: во что я верую?
Начну с того, что веру я считаю такую психической способностью человека, которая более других отличает его от животных». «Безусловное доверие к избранному идеалу – вот начало веры».
Учёный глубоко задумывается о жизни и смерти: «Чтобы мы не говорили о неизбежности смерти, но жизнь, даже наша собственная, представляется нам как бы бесконечною; по крайней мере, конца ее – пока мы не приблизились к смерти старостью или болезнью – мы себе ясно представить не можем».
Он пересматривает полностью идеалы своей юности, но сомнения не раз возвращаются к нему: «Блажен кто верует, - тепло ему на свете. Эти, хотя не совсем кстати и в насмешливом тоне сказанные слова потрафили в самую суть. Да, именно тепло верующему на свете.
Ему нет необходимости в искусственном топливе для согревания души. Кто хотя раз почувствовал эту благодатную теплоту, тот не перестанет веровать, хотя бы пришлось ему выдержать, ежедневно и по нескольку раз в день, напор сомнений и мучительную качку между небом и землей».
И делает вывод о многих своих товарищах далёкой юности, да возможно и о самом себе: «Подлец, в моих глазах, пред Богом и пред собою тот, кто, отвергнув все идеалы веры и став в ряды атеизма, в беде изменяет на время свои убеждения, и всего хуже, если делает это тайком, а убеждения свои разглашает открыто».
Постепенно формируются твёрдые убеждения, которые рождают радость в душе: «Жизнь – матушка привела, наконец, к тихому пристанищу. Я сделался, но не вдруг, как многие неофиты, и не без борьбы, верующим».
«…Вера есть дар неба, благодати и всеобъемлющей любви. Это для меня самая характерная черта христианской веры, превосходно выраженная в моей умилительной для меня молитве: «Чертог Твой вижу, Спасе мой, и одежды не имам, да вниду в онь».
Теперь он может ответить себе, не лукавя на самый главный вопрос: «Если я спрошу себя теперь: какого я исповедания? То отвечу на это положительно: православного – того в котором родился и которое исповедовала вся моя семья».

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments