iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Categories:

Жизнь среди фарисеев. Священник Константин Камышанов

Оригинал взят у raskolnet в Жизнь среди фарисеев. Священник Константин Камышанов

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net



Фарисеи никуда не делись. Они живут среди нас, мы живем среди них. Не надо думать, что фарисей – это персонаж античной Иудеи.





Не так давно я пришел в районную поликлинику и там встретил старого знакомого – одного отшельника-иеромонаха из старообрядцев. Недалеко от Рязани, в глухих мещерских лесах, еще недавно жили два отшельника. Один прекрасный человек, а другой настоящий фарисей. Этот инок поражал воображение рязанских крестьян, подъезжая верхом на дорогом скакуне к сельпо. Художники были поражены, увидев его одежды выполненные из льна и диковинных холстов. Рубашки ручной работы, место которым или в музее или на серьезной выставке, у него обычное дело. Разумеется он иконописец. Электричества нет, всё свечи. Не знаю, были или нет слюдяные окна, но весь дизайн их скита дизайна самой дорогой работы.




Я зарекался с ним беседовать. Когда-то впервые увидев, его я ждал из его уст какой-то древней правды. И он, в самом деле, ободрился моим вниманием и стал цитировать окружные послания и высказывать обиды на Господствующую церковь. Так мы беседовали три часа, пока он не произнес хулу на Серафима Саровского. Как холодной водой окатил. Сразу пропал флер симпатии. Дослушав его, я дал себе слово никогда с ним не беседовать, чтобы не услышать чего похуже.



А тут попали в одну очередь и он среди прочего, сказал, что наши новомученики все «пустосвяты», потому что грех ереси и отступничества не смывается кровью. И мне стало совершенно ясно, что предо мной настоящий живой фарисей – человек мертвой буквы. Эта мысль вдруг дала начало к пониманию и фарисейства и того, что секта фарисеев жива и здорова у нас в России. И их очень много. Грехи древнего Израиля как-то не пропали, а то и дело пускают корни. Как-то то и дело народ засматривается на соблазны ветхозаветного служения. Увы.





В вере фарисей – это человек договора, ритуал, обряда.



Высокие договаривающиеся стороны заключили настоящий договор о том, что первая высокая договаривающаяся сторона — Избранный народ обязуется соблюдать Закон, данный им свыше, а вторая высокая договаривающаяся сторона- Отец Небесный, берет этот народ в удел, храня, воспитывая, и готовя его к Царству Божию. Так как ясно, что соблюдение народом формальной стороны дела в форме механического самоограничения не только не спасет, но имеет место во всех других верах и культах, народу были даны пророки, чтобы воспаряя духом над Законом, они проповедовали и воспитывали народ духом любви к жизни в Царстве Божием людей добрых, светлых и чистых.



Когда не стало пророков, их функцию – размягчение закона нравственностью взяли на себя фарисеи. Начиналось все хорошо, а кончилось как обычно. Они, не имея духа пророков, натолковали от себя столько нового и неуместного, что сами стали такими с кем боролись.



Плохо не то, что фарисеи любили закон, а то, что забыли то за что боролись: «Не человек для субботы, а суббота для человека». В самом деле, вот пришел загадочный Некто, имеющий говорить со властью в речах, оживляющий умерших, исцеляющий невероятно тяжелых больных. Этот загадочный Иисус говорил такие прекрасные и удивительные слова о Царстве Божием, оживляющие суть договора с Богом, что было ясно, что это не слова человека и премудрость Его не от людей. А они ему:



- Руки мыл?

- Эй, ты. В субботу, сядь-сиди! Завязывай чудотворить.

- Ты уверен, что мытарь тебе компания?

- Если бы он знал, что за женщина отирает ему ноги!



Совершенно ясно, что люди стоящие в двух шагах от Богочеловека, и не чувствующие сердцем близость Божию, конченные люди. Вообще, цинизм – профболезнь клириков. Циник в миру оставляет за собой шанс исцелиться в храме. А человек церкви, потерявший сердце, сочувствие, сострадание, окаменевший на службе сердцем пропал совсем. Ему уже некуда идти. Ему бесполезно что-то говорить о святости. Он мертв душой. Все мы встречали таких.



Мы также встречали людей, уверенных в силе договора с Богом. Они как бы решили с Ним договориться. Люди бартера.

- Вот, Господи, Тебе денег на церковь. Теперь я свободен?

- Вот, Господи, я вычитал тебе тыщу канонов, правил и постом не ел рыбу. Ты доволен? — Вот, Господи, я не взял паспорт и ИНН? Ты ведь спасешь меня за это?





Где паспорт, и где Царство Божие. Можно подумать, что силы Небесные — это наша российская канцелярия. Заполнил правильно бланк – проходи. Ошибся с пин-кодом на Райской дверке — отойди. Эти люди видят в Боге бухгалтера или директора канцелярской конторы.. Они также как и их предшественники поглощены борьбой с священством. Оказывается, ветхозаветные фарисеи подобно нашим создавали свои альтернативные духовные центры и идеологию. И от наших можно услышать фарисейские слова о том, что владыки впали в экуменизм и истинных пастырей осталось мало, а спасает один верный старец и только у него литургия причастие настоящее. Изо всего христианства все эти люди вынесли только одно фарисейское : «Руки мыл»? «Паспорт брал»?



Здесь бы можно остановить пафос обличения фарисеев и перейти к скромному мытарю, с его прекрасной молитвой:



-Боже! будь милостив ко мне грешнику!



Об этом много написано, и я повторять не буду достоинств этого воздыхания. Мне кажется, что здесь можно проскочить мимо слов самого Евангелия, домыслив своими словами, что кающийся мытарь спасется, а надменный фарисей нет. Нет не так. Обратим внимание на то, что Господь не обещал мытарю спасения, а фарисею гибели. Все звучит гораздо сдержанней:



- Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.



Всего лишь : БОЛЕЕ ОПРАВДАННЫМ. То есть оправдание обоих входит в планы Бога. Оправданием фарисея должно послужить воспоминание того, откуда взялись фарисеи – временные заместители пророков в деле вдохновенного и нравственного служения. А оправданием чувствительного мытаря должен стать Закон, совершенно забытый им, как забытым оказалось его избранничество и первородство. Первородство мытарь разменял на деньги. А фарисей разменял избранничество на шулерство с Богом. При этом оба оказались обеспеченными людьми.



Два эти человека, как два образца неисправного служения. Один – циничный сухой сердцем «клирик». Второй – обезумевший и жадный мирянин. Слова: возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится, относятся к обоим. Потому мытарь дерет деньги с народа, что ему наплевать на братьев.



Ему не трогает горе, которое он приносит в дома презираемых им людей. Они в его глазах насекомые. Сам же мытарь, потому так думает и так жестокосердечно поступает, что видит себя выше. Что ему слезы людей? Таковы не только мытари, а и уголовники, беззаконники и, вообще, все бессердечные люди имеющие власть унизить человека и взять с него деньги. Господь у мытаря выступает мстителем. Мытарь подозревеет в Отце Небесном мстителя. Увы. Это то, что мытарь в силу своего жестокосердия смог разглядеть в Небесном Отце. Сам не любит и не понимает Любовь. Плохо ему жить.



А фарисею в силу того, что он служит Богу, кажется, что благодаря ритуалу и обряду, он договорился с Ним. Что благодаря членству в фарисейском клане он выше других людей. Что его за исполнение верность обряду надо как-то особенно любить, хорошо содержать, сажать на почетные места в синедрионе и собраниях. Так иногда бывает с нашими священниками, которые почему-то привыкают к народной любви и принимают ее как должную честь своего звания. Принимают и требуют честь и службу своей персоне, в то время как Сам Первосвященник Христос, умывал ноги ученикам.





Утрата ощущения близости Бога видна и в молитве фарисея:



Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что’ приобретаю.



Интересно, зачем он говорит Богу о десятине? Он что глухой или слепой и слышит только тогда когда Ему говорят вслух? Разве Господь не видел его жертвы раньше? Какой странный Господь у фарисея. Наверное, он о Нем думает также как о себе. Бог как мега-фарисей, которому нужна плата за требы.



Кто-то из нас фарисей. Кто-то мытарь. А кто-то два в одном. Мы должны как истинные избранники быть счастливы, что Бог избрал нас в удел. Это, в самом деле, большая честь и радость. Это как Сцилла и Харибда. Если думать, что своей службой ты заслужил Царство Небесное, как фарисей, — это наглость перед Богом.



Если подозревать в любящем нас Отце Небесном прокурора или жестокого мстителя – это хула на Его любовь, на Духа Святого. В этом тонкость христианства. С одной стороны мы избранники и нам дана земля в обладание с тем, чтобы мы, как Адам хранили ее и возделывали. Нам также, по роду нашему, от Отца Небесного досталось наследство выше всякого имения – Царство Божие. Никогда нельзя забывать о том, что мы настоящие наследники и любимые дети великого и прекрасного Бога. И он, любя нас, уготовал каждому из нас особенную палату в Раю, а на земле Его рука всегда на нашем плече.



С другой стороны, право наследства мы получаем только тогда, когда входим в дело Божие на земле. Мы, христиане, Боговы тогда, когда вместе с ним несем свой маленький крест и тогда, когда способны войти в радость Господа своего. Фарисей забыл о трудах сердца. Мытарь – о любви Бога. Оба огорчили Любящее сердце.



В понимании того, что Бог любит нас, а мы любим Бога, а все люди братья и состоит дух верной молитвы, превышающая молитву фарисея и мытаря одновременно. И не только превышающий молитву, но и их жизнь. Мытарь бил себя в грудь и был расстроен. Фарисей со скукой рассеяно озирался по сторонам, не улавливая пустым сердцем Бога. А святой муж Симеон Метафраст сказал, за нас всех, лучше низ обоих:



Себе призываяй и упокоеваяй, непришедый призвати праведныя, но грешныя на покаяние. И очисти мя от всякия скверны плоти и духа, и научи мя совершати святыню во страсе Твоем: яко да чистым сведением совести моея. Святынь Твоих часть приемля, соединюся Святому Телу Твоему и Крови, и имею Тебе во мне живуща и пребывающа, со Отцем и Святым Твоим Духом.



http://clubs.ya.ru/4611686018427424587/29237



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments