iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Categories:

Афонские монастыри были рады гитлеровцам

Оригинал взят у alexeyshornikov в Афон и нацисты (Господа, советую прочесть - любопытная информация - А.Ш.)
Оригинал взят у olga_z_v в Афон и нацисты
Оригинал взят у comte_de_varand в Афон и нацисты
Очень сильно! Shocked.

Оригинал взят у mondios в Из истории Афона: 1941
Как известно, в 1941 г. Афон был присоединён к Германии, после чего его посетила делегация нацистских офицеров. Однако, малоизвестно, что Афон, рассматривая себя как отдельное государство внутри греческого государства, присоединился к гитлеровской империи добровольно. Ещё менее известно, что священный кинот Афона (по благословению игуменов всех монастырей) написал письмо лично Адольфу Гитлеру с просьбой взять Афон под своё покровительство и провозгласил емумногая лета.

Вот две ссылки на старые кадры, в которых запечатлелся момент посещения нацистскими офицерами русского Пантелеимонова монастыря: первая ссылка, вторая ссылка. Стоит обратить внимание на то, что монах, который проводит для фашистов экскурсию и показывает им портрет Гитлера (расположенный, кстати, в самом почётном месте), есть не кто иной как известный богослов о. Софроний Сахаров. Во втором видеофрагменте, который является отрывком из передачи на греческом канале, действия Кинота и монахов резко осуждаются (это идёт в русле той антицерковной пропаганды, которая сопутствует нынешнему экономическому кризису в Греции). Меня тут не интересует нравственная оценка действий Кинота (о мотивах, заставивших афонцев обратиться к покровительству Гитлера, а также ещё о некоторых неизвестных подробностях можно почитать здесь). Просто я, наконец, нашёл объяснение, почему некоторые монахи после войны покинули Афон и переехали в Европу. Речь идёт об в первую очередь об о. Софронии Сахарове и будущем еп. Василии Кривошеине. Оба впоследствии никогда не говорили об истинных причинах оставления Афона. Об о. Софронии принято было говорить, что он поехал в Европу якобы для того, чтобы издать книгу о старце Силуане. Но, во-первых, зачем ехать издавать книгу в Париж, когда была возможность издать её, не покидая Афона? Во-вторых, почему было не вернуться обратно после издания? Говорят ещё о якобы необходимости поправить здоровье и т.п. Но истинная причина оставления Афона о. Софронием заключалась не в книге и не в здоровье. Дело в том, что в Греции сразу же после второй мировой войны началась своя гражданская война между демократами и коммунистами. После войны вся территория Македонии, и Афона в том числе, оказалась под властью коммунистов. Коммунистическое правительство судило всех граждан Греции за сотрудничество с фашизмом: большинство рядовых граждан были посажены в тюрьму или расстреляны. Русским монахам повезло — их просто депортировали из страны. Хотя надо сказать, что Василий Кривошеин отсидел несколько месяцев в тюрьме и только по ходатайству англичан перед сменившим коммунистов демократическим правительством Греции его освободили и разрешили переехать в Англию, но об этом он никогда впоследствии не упоминал (эти подробности мне известны из воспоминаний одного греческого профессора, которые возможно скоро будут опубликованы на русском языке). Вот такая история с изганием русских иноков с Афона. Да, и ещё: братия Пантелеимонова монастыря послала в свое время Гитлеру поздравительную телеграмму по случаю его успехов в завоевании Советского Союза. Не надо думать, что греческие монастыри этого не одобряли — такова была идеология компромисса. Зато фашисты первыми проложили на Афоне дороги и провели электричество.

Монахи, а вместе с ними и большая часть духовенства и мирян, жили (и до сих пор живут) с таким сознанием, для которого любая действительность преломляется по модели византийского политического мировоззрения, в основе которого лежит тоталитарно-римское понятие о государстве (стоит вспомнить хотя бы монаха Критовула, писавшего дифирамбы новому императору ромеев — завоевателю Константинополя Мухаммаду II). Хорошо это или плохо, я не знаю. Жить хочется всем и спастись тоже хочется всем. Могу только сказать, что истоки нынешних отношений Церкви и государства как в России, так, кстати, и в Греции, которые многим не нравятся, лежат именно здесь, а не в мифологическом "сергианстве" (ярлык, придуманный идеологами иной системы, разделяющей Церковь по партийному признаку).

Но закончить хочется на хорошей ноте. Следует отметить, что фашистский режим не был принят многими монахами Афона — а именно теми, которые скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. У них было ясное сознание происходящего, не замутнённое никакими предрассудками и теориями, поэтому они лекго могли различать между добром и злом. И это их сознание, конечно же, было христианским: они отвергали фашизм не потому, что были сторонниками свободы и независимости Греции, а потому, что надежду сохранения Афона они возлагали на Бога, а не на власть и силу мирских правительств.

PS. За ссылки на видеофрагменты благодарю друга berlogin


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments