iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

До и после собора

Оригинал взят у adam_a_nt в До и после собора

О взаимосвязи Архиерейского собора и Межсоборного присутствия рассказывает архимандрит Савва (Тутунов), заместитель Управляющего делами Московской Патриархии

Архимандрит Савва (Тутунов)Работа только что закончившегося Архиерейского собора была связана с предшествовавшей ему работой Межсоборного присутствия. Насколько, на Ваш взгляд, оправдан этот институт сейчас и каковы тенденции его дальнейшего развития?

Архим. Савва: Институт Межсоборного присутствия вполне оправдан. Это можно видеть даже из того, что в 2011 году более половины документов Архиерейского собора, как мне помнится, были рождены этим институтом. И сегодня, по крайней мере, три документа и некоторые изменения в уставе тоже были рождены Межсоборным присутствием. Так что просто по плодам мы видим, что этот институт работает и результат есть. Что касается перспектив, то, думаю, к следующему собору мы увидим еще какие-то результаты.

Межсоборное присутствие уникально в первую очередь тем, что это не только постоянно действующий институт, но ещё и предполагающий активное включение мирян. По какому критерию миряне выбираются в Межсоборное присутствие?

Я неоднократно говорил о критериях, исходя из которых происходит избрание членов Межсоборного присутствия - не только мирян, но и клириков, и архиереев (не все архиереи входят в его состав и не все священнослужители).

Во-первых, важно, чтобы в него вошли люди, представляющие максимально различные точки зрения, чтобы были представлены все точки зрения, существующие в нашей церкви (а их много). Как сказано в Священном Писании, есть вопросы, по которым должно быть абсолютное единство, а есть вопросы, по которым могут быть (не должны быть, а могут быть) различные мнения. Нужно, чтобы все эти мнения были представлены.

Во-вторых, в Присутствие входят те люди, которые являются активными членами Церкви. Понятно, что в их число войдут председатели синодальных учреждений, известные духовники Москвы и других регионов, другие люди, которые действительно активно действуют в нашей церкви.

Каким образом организаторы этого проекта видят решение вопроса об уровне духовного образования, необходимом для более качественной работы?

Я думаю, что тема духовного образования не является темой именно Межсоборного присутствия, хотя оно и участвовало в обсуждении разрабатываемых по этим проблемам документов. Но всё-таки это в первую очередь тема Учебного комитета при Священном Синоде. В 2011 году собор принял ряд решений по этой теме, потом Священный Синод дополнил эти решения, приняв более конкретные документы. Эти документы, касающиеся духовного образования, частично реализованы, частично нет. Это нормально. В два года изменить систему духовного образования, которой уже много десятилетий, очень трудно. На это ещё требуется время.

Когда мы говорим о духовном образовании, то в первую очередь имеем в виду семинарии и академии. Но самое катастрофическое положение с богословским образованием - среди мирян...

А это уже вопрос не одного года, не двух лет и не пяти, это вопрос многих лет. Сейчас, в том числе по решениям Архиерейских соборов и Священного Синода вводится практика, когда перед крещением, перед венчанием, после крещения священники призываются к тому, чтобы вести беседы с мирянами, которые входят или вошли в Церковь.

Да, но это «начальное образование». А дальше?

Мы не можем обязать мирян садиться за школьную парту. Многие приходы - в том числе тот приход, настоятелем которого я являюсь, - предлагают некую форму образования, так называемую «воскресную школу для взрослых» (хотя она проходит у нас не по воскресеньям). Мы это предлагаем, но заставить людей учиться (так, как мы заставляем священников получать духовное образование) мы не можем.

Нужно сказать, что образование мирян зависит и от качества проповеди священников, которые, выходя на амвон проповедовать, призваны к тому, чтобы в том числе давать какие-то познания мирянам.

В целом же я думаю, что это вопрос не этого года, не нашего времени. Это вопрос, который стоял всегда - как сообщать всем членам Церкви основы христианской жизни.

Беседовали Андрей Васенёв, Александра Колымагина

КИФА №2(156), февраль 2013 года


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments