iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Сталин и Церковь: пять фактов

Оригинал взят у raskolnet в Сталин и Церковь: пять фактов

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net


1. Нет никаких достоверных данных о том, что Сталин когда-либо встречался с блаженной Матроной Московской. Легенда об их встрече, в ходе которой святая, якобы, благословила Сталина, появилась благодаря изданной в 1993 году книге З. В. Ждановой. Однако Синодальная комиссия по канонизации, детально изучив имеющиеся источники и свидетельства, отклонила эту версию жизнеописания святой. По поручению комиссии был составлен канонический текст жития блаженной Матроны, откуда были убраны исторически недостоверные и богословски искаженные сведения, включая эпизод встречи с Иосифом Сталиным.



2. Сталин никогда не встречался с митрополитом Гор Ливанских Илией (Карамом), хотя эта встреча могла состояться в ноябре 1947 года. Тогда митрополит Илия приезжал в СССР в качестве представителя Антиохийского Патриархата и вел переговоры с патриархом Алексием Первым и советским руководством по поводу Всеправославного совещания, которое в итоге состоялось в июле 1948 года. Однако, несмотря на просьбы митрополита,  в личном приеме у И. В. Сталина ему отказали.


3. Версия о том, что митрополиту Илии в начале войны явилась Пресвятая Богородица и велела передать советскому правительству, что необходимо обнести Сталинград и Ленинград иконой Казанской Божией Матери (что якобы и было исполнено — то есть что самолет с иконой облетел вокруг этих городов; то же касается легенды об облете вокруг Москвы), впервые появилась в рассказе «Чудеса от Казанской иконы Божией матери». В начале 1990-х годов этот не подтвержденный никакими архивными документами текст часто публиковался в периодике с указанием на разных авторов, но настоящую известность приобрел благодаря сборнику С. и Т. Фоминых «Россия перед вторым пришествием».


4. Для совершения «поворота 1943 года» у советской власти были причины рационального, а не духовного или мистического характера. Необходимость обращения к мировой общественности за поддержкой в войне против нацистской Германии побудили советских лидеров активизировать сотрудничество с Русской Церковью, которая имела свои приходы за границей, в т.ч. и на территории США — ключевого на тот момент для СССР партнера. В 1941 году перед советским руководством стояла задача поскорее добиться военных поставок для армии по ленд-лизу, а в 1942 году — скорейшего открытия союзниками по Антигитлеровской коалиции второго фронта. Вопрос о прекращении преследований Церкви в СССР не был ключевым в переговорах с союзниками, но и второстепенным добросовестное исследование документов его назвать не позволяет (см. Болотов С.В. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930-е – 1950-е годы. М., 2011). Встреча И.В. Сталина с церковным руководством 4 сентября 1943 года и последующие шаги навстречу Церкви, такие как избрание патриарха, стали отнюдь не отправной точкой, а закономерным итогом успешного с точки зрения советской власти «использования» Московской Патриархии в качестве инструмента внешней политики СССР в начале 1940-х годов.



5. «Поворот 1943 года» в отношениях советского государства и Церкви не означал полного прекращения гонений. В 1943 и последующих годах количество арестов и расстрелов духовенства действительно значительно уменьшилось, что, тем не менее, вовсе не означало конца гонений на христиан. В советских лагерях продолжали умирать осужденные за веру священники и миряне, против находившихся на свободе верующих продолжали фабриковаться уголовные дела, а государственная идеология и внутренняя политика оставались подчеркнуто атеистическими. 


Автор: БОЛОТОВ Сергей, кандидат исторических наук


http://www.foma.ru/stalin-i-czerkov-pyat-faktov.html


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments