iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Проповедь о Литургии Преждеосвященных Даров

Оригинал взят у propowednik_ag в post
26.02.1999 Пятница 1-й седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Завершается первая седмица Святаго и Великого поста. И завершается постная ее молитвенная часть литургией Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров - особенная, она отличается от тех литургий - святого Иоанна Златоустого, Василия Великого – которые служатся в течение всего года. Отличается она тем, что это – литургия покаяния. Обычно за литургией главное духовное содержание наших молитв - это благодарение Господу Богу, поэтому литургия еще называется "евхаристия", что в переводе с греческого и означает благодарение. Литургия Преждеосвященных Даров, в первую очередь, - это молитва о прощении наших с вами грехов. Во время этой литургии нет того духовного торжества, которое бывает, когда Дух Святый нисходит на хлеб и вино, прилагая их в Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы. За этой литургией мы покланяемся и причащаемся Преждеосвященных Даров, т.е. эти Дары были освящены в воскресенье и с тех пор пребывают на престоле. И вот мы этих Преждеосвященных Даров - Пречистого Тела и Животворящей Крови - ныне, кто приуготовился, причащается, а иные - духовно и телесно поклоняются.
Святая Церковь установила в Великом посту служить Преждеосвященные литургии в среду и пятницу потому, что подвиг поста сам по себе для нас, малодушных и слабых, крайне тяжел. И когда мы все время находимся в воздержании и особо строгой молитве, у нас начинается уныние, разленение и отчаяние. И тогда Церковь Христова подкрепляет нас в нашем стремлении исправляться, каяться, изменяться тем, что предлагает нам для причащение и поклонения Пречистое Тело и Животворящую Кровь Христовы.
Литургия покаяния предполагает то, что мы с вами уже осознали, что мы грешные, и что нам надо просить у Господа Бога сил на наше исправление, изменение нашей жизни, ибо слово "покаяние" в переводе так и означает - изменение жизни. И вот мы не только словами каемся, не только делами стремимся исправиться, но и во время молитвы мы внешне показываем это, когда мы становимся на колени и кланяемся до самой земли; этим мы показываем, что сознаем, как мы низко упали пред лицом Божиим, как мы уронили достоинство, которое дал нам Господь, как мы испачкали образ и подобие Божие в себе. И вот, в знак этого, мы во время литургии Преждеосвященных Даров становимся на колени и голову наклоняем до самой земли. А потом мы встаем на ноги и снова стоим прямо - этим мы исповедуем веру в то, что как мы низко не упали, Господь Своею благодатью поднимет нас, воздвигнет нас, даст нам силы исправиться, поможет нам, очистит и омоет нас.
Во время литургии Преждеосвященных Даров трижды совершается такое земное поклонение. Первый раз, когда Царские врата открываются, и когда священник со свечей и кадилом выходит (свеча означает веру, которая должна гореть в наших сердцах, а кадило означает молитву, которая должна возноситься к Господу Богу), осеняет молящихся в храме и произносит: "Свет Христов просвещает всех!" В это время мы видим открытые Царские врата, мы видим престол Божий и в этот момент мы все становимся на колени, кланяемся вниз до самой земли. И после того, как священник благословит и уходит в алтарь, и снова продолжается чтение, тогда мы снова встаем на ноги. Такое поклонение все, по возможности, кому здоровье позволяет, стоящие в храме Божием совершают.
Второй раз также мы поклоняемся вниз до самой земли, когда Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - переносятся с жертвенника на престол, а хор в это время поет: "Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, се бо входит Царь Славы, се жертва тайная совершенна дориносится". И вот, когда переносятся Святые Дары - Тело и Кровь Христовы - все, стоящие в храме Божием, также поклоняются вниз до самой земли. И после того, как будут перенесены Святые Дары, и будет произнесено: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечные будем", - в этот момент мы снова встаем и продолжаем молитву.
В третий раз уместно совершить поклонение перед Святой Чашей, когда священник выносит Чашу со словами: "Со страхом Божиим и верою приступите".
Дорогие братья и сестры! Помолимся Господу о своих грехах. Покаемся в них, испросим благодать Божию на наше исправление и жизнь по благим заповедям Господним.
Аминь.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments