iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Умереть и воскреснуть. Сергей Худиев

Оригинал взят у raskolnet в Умереть и воскреснуть. Сергей Худиев

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net



О том, что значит «обратиться ко Христу»



Великим постом мы приближаемся к главным событиям мировой истории — и главным событиям нашей жизни. К смерти и воскресению Иисуса Христа. Но почему мы называем те события главными? И причем тут, собственно, каждый из нас лично?





 Николай Ге. Вестники Воскресения. 1867.


<!--break-->



Победа, которой не ждали



Евангельские события разворачиваются под знаком трагического непонимания — толпа, которая приветствует Христа, противники, которые хотят Его убить, даже, долгое время, ученики — не понимают, Кто Он такой и зачем Он пришел. Толпа — и, поначалу, ученики — ожидают осуществления своих национальных и социальных чаяний, восстановления Царства Израилева, изгнания ненавистных языческих угнетателей, утверждения царства праведности и мира. Иисус воспринимается как новый Иуда Маккавей — вождь антиязыческого восстания, который воссоздал на какое-то время независимый Израиль — только лучше. Вот сейчас Иисус наконец займется своими прямым делом — восстановлением Царства Израилю... Вот сейчас Он поведет их на римский гарнизон. Бог вмешается в историю на стороне Своего народа, возрадуются праведники, когда увидят отмщение, омоют ноги свои в крови нечестивых...



И грозные слова Господа «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. (Иоан.12:31)» наверняка воспринимаются его слушателями в контексте этих ожиданий — да, конечно, суд миру сему, это значит, с римлянами будет покончено. Но, оказывается, князь мира сего — это вовсе не римский император. И суд — это вовсе не вооруженное восстание, в котором сыны света с именем Божьим на устах перережут сынов тьмы. Это что-то прямо противоположное тому, что ожидалось — Мессия не сокрушит врагов народа Божиего. Он сам будет предан в руки этих врагов, подвергнут издевательствам и истязаниям, и наконец, мучительски убит. Господь Иисус называет именно это судом и победой: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. (Иоан.12:32,33)». Иисус побеждает, полностью покоряясь воле Отца — до смерти, и смерти крестной.



Бог во Христе действительно ведет войну и одерживает победу. Но это не та война, которая привычна людям — не война за контроль, ресурсы или территории. Все мироздание, до последнего атома, итак принадлежит Богу. В некоторых мировоззренческих системах благой Бог ведет изнурительную битву с равной (или почти равной) ему по могуществу злой силой. Но на самом деле это не так — Бог абсолютный, неоспоримый владыка мироздания. Сатана, князь мира сего, — не более чем мятежное творение. За что же идет сражение? За души людей; за то, чтобы восстановить грешников в их отношениях с Богом и возвратить их к вечной и блаженной жизни, для которой они и были созданы. Это победа, которую невозможно одержать насилием; война, цель которой — не истребить врагов, а обратить их. И Христос одерживает победу — римская империя не будет уничтожена; она будет обращена. Пройдет три столетия, и сам римский император преклонит колени перед Распятым. Но главное — это не обращение могучих империй, а обращение конкретных людей, которых и пришел спасти Христос. Когда грешник возлагает упование на Спасителя, распятого за его грехи, и обращается от тьмы — к свету, и от власти сатаны — к Богу, князь мира сего изгоняется вон, и на небесах наступает великое торжество. Воскресший Христос посылает Апостолов проповедовать послание примирения — наши грехи искуплены, дверь открыта, нас зовут домой.



Но это — совсем не та победа, которой от Него ждали. Люди хотели не победы над грехом и смертью — а чего-то более весомого, грубого и зримого. Победы над другими людьми, национального и политического торжества.



Через какое-то время явились народные вожди, которые предложили людям именно то, что они хотели — повели их против римлян. Это кончилось так, как и предвещал Господь — катастрофой. От великолепных построек эпохи Ирода Великого не осталось камня на камне. Еще одно восстание, Симона Бар-Кохбы, которого считали Мессией, кончилось окончательным изгнанием народа из Святой Земли. Началась долгая и мучительная история рассеяния. Царство Израиля не только не было восстановлено — оно рухнуло окончательно.



Сегодня между нами и евангельскими событиями лежат тысячелетия христианской истории, обращение ко Христу народов, о которых современники Иисуса не имели представления, поколения святых, величественные соборы, Евангелие, преломившееся неисчислимое число раз в архитектуре, музыке, живописи, самом языке, христианство, ставшее крупнейшей (по числу последователей) мировой религией — но евангельская ситуация повторяется вновь и вновь. Уже не народ древнего Израиля, а другие народы хотят от Христа, чтобы Он осуществил их чаяния, возвысил их знамена и унизил их врагов. И когда оказывается, что Христос этого не дает, люди избирают себе других вождей, которые приходят во имя свое, поклоняются и служат этим вождям — и пожинают горькие плоды этого.



То же происходит и на уровне отдельных людей — они ждут от Христа осуществления своих чаяний и устремлений и горько обижаются, когда оказывается, что, похоже, Он этого не дает. У Него нет державной магии для того, чтобы гарантировать победы нашего оружия (или, хотя бы, нашей сборной) ни даже персональной магии, чтобы гарантировать нам здоровье, достаток и счастье в личной жизни. У Него вообще нет магии. Он предлагает совсем другое — смерть и воскресение. Его смерть и воскресение,которое Он делает нашим.





Микеланджело Буонаротти. Христос на кресте между Девой Марией и Иоанном Крестителем. Эскиз



 



Смерть гуру



Мы входим в Его смерть и воскресение в Таинстве Крещения. Как объясняет Апостол, «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:4-11)»



Пережить обращение ко Христу — не значит добавить к тому, что уже есть в нашей жизни, какой-то новый (пускай и важный) элемент. Это значит умереть для старой жизни. Для ее целей, привычек, надежд, страхов, привязанностей и обязательств. О человеке, который испытывает мучительный стыд и вину, говорят, что он хотел бы «провалиться сквозь землю». Людям в таком состоянии хочется умереть. Обращение означает именно это — наше старое «я» умирает. Крещальная Купель — это гроб, в котором обращенный оставляет свою старую природу.



Иногда это старое «я» выглядит ужасно — человек приходит к вере в тюрьме, или на грани гибели от водки или наркотиков, или от еще каких-то явных и безобразных грехов. Великим постом Церковь вспоминает святую Марию Египетскую. Это была женщина, которую интересовали в жизни деньги и удовольствия, и которой не было никакого дела до Бога. Но однажды она как туристка посетила Иерусалим и, по Божьему промыслу, не смогла войти в Храм Гроба Господня. Она ужаснулась, и в этот момент в ее жизни что-то произошло — старая Мария, блудница, умерла навсегда, и воскресла новая — святая, которая проведет всю свою жизнь в поисках Бога и вечного спасения.



Иногда бывает по-другому — обращение происходит с вполне уважаемыми и приличными людьми. Один человек не был пьяницей, блудником или уголовником. Он происходил из хорошей семьи, был высокообразованным и глубоко религиозным человеком. Перед ним лежала блестящая карьера. Он пользовался доверием и уважением среди своих сограждан. А потом этот человек пережил опыт, который описывает как смерть и воскресение — его цели, ценности и ориентиры в жизни глубоко переменились; он стал ревностным проповедником того учения, которое раньше ненавидел и всеми силами желал искоренить. Его бывшие друзья и однокашники прониклись к нему такой лютой ненавистью, что только вовремя попав под арест, он избежал немедленной смерти от их рук. Звали этого человека Савл; но после того, как он умер для прежней жизни и воскрес к новой — Павел. Святой Апостол Павел.





Мазаччо. Крещение неофитов. 1426-1427



Есть то, что описывается модным словом «идентичность» — то, как мы воспринимаем себя, то, как нас воспринимают другие, все, что составляет наше существо. Национальность, социальная группа, к которой мы себя относим, вероисповедание, пристрастия и предпочтения, сформированные нашим жизненным опытом, симпатии и антипатии, то, что в наших глазах оправдывает наше существование. Обратиться ко Христу — значит умереть для своей прежней идентичности и обрести новую. Как писал Апостол Павел: «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Фил.3:5-8)»



Раби Махарадж, индуист высшей касты, потомок религиозных наставников и сам, какое-то время, почитаемый гуру, так описывает свое обращение ко Христу:



«Когда [идолы] были свалены в одну большую кучу, мы подожгли ее и еще долго смотрели, как пламя уничтожает наше прошлое. Маленькие фигурки, которых мы когда-то боялись и называли богами, скоро стали пеплом... Трудно было поверить, что я с огромной радостью принимал участие в разрушении того, во что когда-то фанатично верил. И ведь на самом деле то, чем я жил, сгорело, перестало существовать — и я благодарил Бога за это. Это была церемония сожжения меня самого — меня вчерашнего. Я почувствовал, что наступил конец того человека, которым я был раньше. Это была смерть гуру. …Прежний Раби Махараджа умер со Христом, и восстал новый»



  



В лавке идолов



Становясь христианами, мы проходим через полный отказ от всего, чем мы были раньше; все наши дорогие идолы отправляются на помойку. Это не обязательно деревянные фигурки, как у Раби Махараджа — это то, вокруг чего мы строили нашу жизнь, наши пристрастия, цели и ценности. Все люди религиозны по отношению к тому, что они ставят в центр своей жизни.



Известный психолог и философ, Эрих Фромм, человек лично неверущий, писал в своей книге «Психоанализ и религия»: «Нет такого человека, у которого не было бы религиозной потребности — потребности в системе ориентации и объекте для служения... Человек может поклоняться животным, деревьям, золотым или каменным идолам, невидимому Богу, святому человеку или вождям с дьявольским обличьем; он может поклоняться предкам, нации, классу или партии, деньгам или успеху; его религия может способствовать развитию разрушительного начала или любви, угнетению или братству людей; она может содействовать его разуму или приводить разум в состояние паралича; человек может считать свою систему религиозной, отличающейся от систем светского характера, но может также думать, что у него нет религии, и интерпретировать свое служение определенным, предположительно светским, целям — таким, как власть, деньги или успех, — лишь как заботу о практическом и полезном. Вопрос не в том, религия или ее отсутствие, но в том, какого рода религия...»



Такова наша природа — наша жизнь имеет какой-то центр, вокруг которого она вращается, сознаем мы это или нет. Человек создан для того, чтобы поклоняться и служить — даже если некоторые служат, как пишет Апостол, своему «чреву». Впрочем, многие люди говорят о том, что служить чреву низко и недостойно — и предлагают более «возвышенных» богов. Политических вождей, идеологии, движения, которые кажутся их адептам такими благими, что, по их убеждению, сам Христос, живи Он в наше время, несомненно,к ним бы присоединился.



Как-то в одном документальном фильме я видел лавку идолов где-то в языческой стране: разные по размеру статуэтки изображали странно одетых женщин, полулюдей-полуживотных, просто животных, каких-то совершенно уже фантастических существ — на любой вкус. Мир — это лавка идолов, в которой есть большой выбор. Поклонники одних идолов ненавидят других, и полагают, что конфликт между их идолами и соседскими есть самый важный конфликт в мироздании, в котором вы обязаны занять свою сторону. Не все идолы одинаковы — некоторые требуют массовых человеческих жертвоприношений, некоторые — обычно нет. Но пока они занимают центральное место в нашей жизни, это именно идолы — потому что право на это место имеет только Христос. «Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. (Рим.14:7-9)»



Обращение — это осознание того, что Он — единственный, у Кого есть право на нашу жизнь. Ни у кого другого — включая нас самих — такого права нет. Как говорит Апостол, «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков. (1Кор.7:23)» Все остальные претенденты на нашу абсолютную преданность — вожди, партии, государства, кто угодно еще — должны быть отвергнуты.



Более того, мы сами должны отказаться от притязаний на нашу жизнь. Это бывает особенно трудно сделать — мы живем в культуре, где само собой разумеется, что «моя жизнь принадлежит мне». Это может казаться законной реакцией на попытки притащить нас на алтари тех или иных идолов, но это — неверная реакция. Мы отвергаем идолов не ради себя, а ради Того, кто Один достоин поклонения. Наша жизнь не принадлежит нам — и сознание этого есть величайший источник радости и утешения.



Нет ничего более тоскливого и унылого, чем принадлежать себе; люди, которые полагают, что они вправе распорядиться своей жизнью, распоряжаются ей из рук вон плохо. Большинство самоубийств совершаются именно людьми, которые полагают, что их жизнь принадлежит им — чтобы выбросить ее, если она им надоест. Но человек совершает фундаментально ошибочный выбор не только когда выбивает у себя из-под ног табуретку; он совершает его раньше, когда говорит «это моя жизнь». Это пагубная ложь. Мы не сами себя сотворили и не сами собою живем. У нас нет права распоряжаться своей жизнью. Мы принадлежим Богу; по Его воле мы принадлежим и людям — нашим близким, друзьям, нашим сослуживцам, согражданам, всем, кто в нас нуждается. Цель и смысл нашей жизни определяем не мы, а Он, и пока мы не признаем этого, мы обрекаем себя на временное и вечное несчастье. Апостол предостерегает Христиан от блуда, напоминая, что их тела им не принадлежат: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть. (1Кор.6:15,16)» Он не оставляет тут никакой неясности — «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор.6:19)». Мы не свои; из этого следует подлинная любовь к себе, как из притязаний за самовластие следует саморазрушение. Статистически, ревностные прихожане церквей живут дольше — в частности, потому, что они избегают пагубных привычек. Как я могу курить, когда мои легкие и сердце принадлежат Иисусу Христу? Как я могу пьянствовать, ведь моя печень принадлежит Иисусу Христу? Как я могу перебегать на красный свет и безрассудно подвергать мою жизнь опасности, ведь она не моя, а Его?



У нас в России катастрофически высокий уровень самоубийств, алкоголизма, автокатастроф и драк, кончающихся увечьями и убийствами; люди поразительно не ценят жизнь, свою и чужую. Эта эпидемия самогубства — плод веры в то, что наша жизнь принадлежит нам самим. Обратиться — значит раскаяться в этом и отдать нашу жизнь тому, кто имеет на нее право: Господу нашему Иисусу Христу.



Во всех обстоятельствах мы — не заброшены и не потеряны, мы — посланы. У нас есть миссия, мы находимся здесь с чрезвычайно важным заданием от нашего Владыки и Повелителя. Именно это определяет наше отношение ко всему остальному.



В Евангелии есть слова, которые пугают и смущают: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лук.14:26)». Ненавидеть в библейском контексте не значит «желать зла». Это значит «решительно предпочитать одно другому». Но все равно слова Господа звучат пугающе. Отменяет ли Он обязательства по отношению к нашим ближним? Нет; Он выстраивает должную иерархию. Христос не может быть одной из ценностей в нашей жизни, одним из лиц, с которыми нас связывают обязательства. Он — единственный источник всех ценностей и всех обязательств. Пока другие люди — родные, друзья, сограждане, кто угодно еще — для нас важнее, чем Он, мы еще не поняли, что значит быть Его учениками. Вот когда мы это понимаем, Он отправляет нас к нашей семье и нашей стране — как проводников Его любви и Его заботы. Как говорит Апостол, «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (1Тим.5:8)». Тут так же, как с нашей собственной жизнью — мы начинаем по-настоящему ценить ее и заботиться о ней, когда понимаем, что она принадлежит Богу. Мы начинаем по-настоящему серьезно относиться к нашим обязательствам по отношению к семье, стране, работе, другим людям вообще, когда мы понимаем, что это — часть наших обязательств по отношению ко Христу.



Обращение — это решение, которое мы принимаем однажды; радикальный поворот в нашей жизни, передача управления Христу. Но это и процесс — наши старые привычки будут постоянно вылезать на поверхность, мы будем вновь и вновь соскальзывать, пытаться жить по-своему, а не по-Божьи. Мы будем нуждаться в благодатной помощи Церкви; но всякий раз мы будем возвращаться к фундаментальной истине — мы не принадлежим миру сему. Мы не принадлежим себе. Мы принадлежим Иисусу Христу, как умершие и воскресшие вместе с Ним.



  



Будущее уже здесь



Нам всем — и всем, кого мы любим — предстоит умереть. И Господь Иисус сошел, чтобы встретить нас там. Он был мертв — полностью, по-настоящему мертв, Его тело было трупом. Его сердце больше не билось; случись там современные врачи, они констатировали бы смерть мозга. Впрочем, и в то время римские солдаты отлично могли отличить мертвого от полуживого — им самим грозила смерть, если они упустят осужденного. Они знали, что Он мертв. Знали это и ученики, и жены-мироносицы, которые пришли помазать тело.



Господа Иисуса накрыла та же необратимость и неотменимость смерти, которая царствовала над всем человеческим родом со времен грехопадения. Накрыла, чтобы на Нем кончиться — Он воскрес. Придет день, когда мы все воскреснем, подобно Ему — и войдем в новое, преображенное мироздание, где все, земное и небесное, соединится под главою Христом. Это — наше будущее, но оно уже присутствует в нашей жизни, когда мы обращаемся от старой жизни, зацикленной на себе самих или ложных богах, к жизни подлинной — в центре которой находится Христос



Фото анонса — Сандро Ботичелли. Распятие. Ок. 1497.



http://www.foma.ru/umeret-i-voskresnut.html


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments