iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Предложение дополнительных анафематизмов

Оригинал взят у levilla в В ожидании нового Катехизиса.
Оригинал взят у alyulka в В ожидании нового Катехизиса.
Оригинал взят у kiprian_sh в В ожидании нового Катехизиса.
Решил вывести в отдельный пост начатое andrew_larisa поддержанное illusoryshadow и другими (См.: http://kiprian-sh.livejournal.com/161401.html?thread=6704505#t6704505) обсуждение возможности сегодня более определенного отношения к разнообразным "богословским мнениям".
Вот что пишет andrew_larisa:
"Сегодня, когда Святая Церковь возглашает анафемы прежним нечестивым еретическим мнениям, хочу провозгласить очевидное, что далеко не все нечестия были конкретно соборно отлучены от церковного общения, что не лишает их именования нечестия. И если ныне иерархия РПЦ не считает нужным возвысить свой голос в защиту своих овец от волков, расхищающих стадо, то, не дерзая провозглашать самовольные анафемы, думаю, необходимо предупреждать стадо о том, что это именно нечестия, а не рахат-лукум".

Подвожу промежуточный итог:

1. Кто дерзает говорить, что Христос преуспевал мудростью и благодатью, принимая как бы увеличение их, и полагают, тем самым, что неизменное ипостасное соединение и всецелое обожение произошло не с начала бытия одушевленной плоти в ипостаси Слова, и не почитают сего соединения, как ипостасного, но, следуя бессмысленному Несторию, говорят о соединении внешнем, только ложно носящего наименования ипостасного, - да будет ... предупрежден, что это - нечестие.
2. Кто говорит, что естественные наши страсти были во Христе добровольными только в том смысле, что, восприняв их, Он уже не волен в них Своей человеческой волей, но страдает рабски, как и падшие человеки, по принуждению и необходимости естества, а не движется самоопределением Своей всемогущей человеческой воли, ипостасно соединенной с Его Божественной волей, позволяя Своей обоженной плоти испытать то, что было ей свойственно по естеству, да будет ... предупрежден, что это – нечестие
3. Кто дерзает называть Христа неведущим по человеческму уму, ипостасно соединенному с Божеством, тем неминуемо вводит разделение Его естеств, да будет... предупрежден, что это - нечестие.
4. Кто дерзает говорить, что во время владычних страданий Господь наш Иисус Христос был оставлен Богом, как простой человек, вводя тем самым, хоть бы и на миг, несториево разделение, да будет ... предупрежден, что это - нечестие.
5. Кто говорит, что Святые Дары после освящения являются Христовой плотью, не по причине изменения в истинное Христово тело, рожденное от Святой Девы, погребенное, воскресшее в третий день, восшедшее на небеса и седящее одесную Отца, а только по причине соединения с воплощенным Логосом, здесь ложно именуемое "халкидонским", да будет ... предупрежден, что это - нечестие.
6. Кто дерзает говорить, что Христос воспринял общее человеческое естество, созерцаемое в роде, так, что соединился тем самым со всеми человеческими ипостасями, соделав их членами Своего тела, а не то естество, которое есть в неделимом существе, тождественное роду, то есть лишь начаток нашего смешения, да будет... предупрежден, что это – нечестие.
7. Кто дерзает говорить, что в Крещении не прощается совершенно первородный грех, равно как и все прочие грехи, и ложно выдающие оный закон греха, воюющий во удесех наших, за естественную нашу страстность по Божьему приговору и одновременному врачеству от греха, да будет... предупрежден, что это - нечестие.
8. Кто дерзает говорить, что Бог не есть совершенно справедливый Судия, но токмо Любовь, и ложно толкующий о сем отеческие слова, да будет... предупрежден, что это - нечестие.
9. Безумно глаголющий, яко бы на Кресте Иисусом Христом Господом нашим не была принесена искупительная и заместительная Жертва Отцу, Ему и Духу, или говорящий, яко бы не для выкупа и не для умилостивления Бог послал и Сына Своего Единородного... предупрежден, что это - нечестие.
10. Кто говорит, что Жертва в одном смысле принесена Богу и диаволу, или что диавол вместе со Христом был пригвожден ко Кресту... предупрежден, что это – нечестие.

Позволю себе добавить несколько пунктов, тоже актуальных, на мой взгляд. Я рассматриваю идею формулирования опасности неких ошибочных мнений современных богословов в контексте работы над новым Катехизисом как попытку предложения священноначалию Церкви некоей "заготовки", "черновика", которым можно было бы при желании воспользоваться (или хотя бы иметь его в виду). Отсюда и отличие в тексте, заключающем описание "богословского мнения".


1. Говорящий, что плоть, воспринятая Спасителем от Богородицы, была причастна греху и нуждалась в очищении и исцелении, да будет отлучен, доколе не раскается.
2. Отвергающий буквальное и физиологическое понимание приснодевства Богородицы, как не одно только духовное, но и телесное сохранение девства ее неповрежденным и заключенным как по зачатии, так и по рождении Бога Слова, да будет отлучен, доколе не раскается.
3. Отвергающий понимание преложения хлеба и вина в Чаше Евхаристии в смысле пресуществления, то есть действительное изменение сущности хлеба и вина в сущность плоти и крови при сохранении вида хлеба и вина, под которыми сокрыт Сам Христос, да будет отлучен, доколе не раскается.
4. Говорящий, что икона изображает не только плоть Спасителя и плоть Богородицы и святых, но некоей особенной манерой (стилем) изображения изображает неизобразимое: и душу, и обожение, и благодать Божию, а не то, что неизобразимое не может быть изображено, но на него лишь указуется иконографическими символами, да будет отлучен, доколе не раскается.
5. Гнушающийся иконами так называемого академического письма, и не воздающий им почитания как не являющимся иконами, но якобы только религиозными картинами, да будет отлучен, доколе не раскается.
6. Говорящий, что имена, кои мы прилагаем к Богу, на каком бы языке они ни произносились или ни мыслились, не суть тварные знаки, указующие лишь на Божество, но нимало его не выражающие и не являющие, да будет отлучен, доколе не раскается.
7. Отрицающий вечность гееннских мучений, как якобы недостойную любви Божией, и тем самым ставящий тварь судиею над Творцом, да будет отлучен, доколе не раскается.

Предлагаю всем членам Русской Православной Церкви обсудить:
1) своевременность такого рода текста;
2) содержание "анафематизмов";
3) необходимость пополнения списка.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments