iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Categories:

Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?

Оригинал взят у k_istine_icxc в Верили ли Отцы Церкви в перевоплощение душ?
Когда речь заходит о совместимости учения о переселении душ с христианством, сторонники реинкарнации часто говорят, что это учение присутствовало в ранней христианской Церкви (Сатьяраджа дас, 1993, с. 15; Профет, 1999, с. 27, 40; Логинов; Роузен, 2002, с. 101). Суть этой позиции можно выразить словами Роузена (2002, с. 101): "Сейчас на первый план выдвигается иная концепция, согласно которой христианство признавало доктрину реинкарнации с самого момента своего зарождения. Так, мол, было вплоть до Второго Константинопольского собора (553 г. по Р.Х.), когда церковные власти решили, что перевоплощение души - "неприемлемое воззрение", непонятное для простых христиан".

В обоснование своего утверждения Роузен (2002, с. 108) ссылается на то, что некоторые видные представители ранней Церкви - Климент Александрийский, Иустин Мученик, Григорий Нисский, Арнобий, Иероним Стридонский, Блаж. Августин - якобы "неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации". Другие единомышленники Роузена также причисляют к "откровенным сторонникам реинкарнации" Тертуллиана (Сатьяраджа дас, 1993, с. 16).

karma-01


Следует отметить, что сторонники перевоплощения редко прибегают к прямым цитатам из творений Отцов Церкви - как правило, они пересказывают текст своими словами или вообще оставляют свои заявления без комментариев. Вдобавок, они до сих пор не пришли к единому мнению относительно того, кто из лидеров ранней Церкви верил в реинкарнацию. Например, Элизабет Клэр Профет (1999, с. 204), в отличие от Роузена, считает Иеронима противником этого учения.

Чаще всего сторонники перевоплощения ссылаются на Климента Александрийского и Оригена (Роузен, 2002, с.110; Логинов; Профет, 1999, с. 199), в которых видят носителей некоего "тайного знания". Это знание, связанное с реинкарнацией, якобы присутствует в сочинениях названных авторов в виде намеков (Логинов; Профет, 1999, с. 202-203). Например, Логинов, говоря о вере Климента Александрийского в реинкарнацию, пишет: "Первое высказывание апологета на эту тему оказывается нарочито "темным". "Что касается вопроса: переходит ли душа из одного тела другое, и в чем состоит участие демона при сем, то мы рассудим о сих предметах в другое время"... если бы он был противником учения о перевоплощении, ничто не помешало бы ему прямо заявить об этом. Мало того, в этой краткой реплике, по сути, содержится признание перевоплощения".

Важно отметить, что в процитированном высказывании Климент не дает никакой оценки учению о реинкарнации, а потому говорить о его отношении к этому учению можно лишь с определенной долей вероятности. Непонятно, почему Логинов делает столь однозначный вывод, если высказывание Климента настолько "темно". Вероятно, Климент действительно был знаком с учением о реинкарнации, но это еще не значит, что он был с ним согласен. Ниже мы приведем более ясные высказывания Климента о реинкарнации.

Аналогичное мнение относительно Оригена зачастую опирается на высказанную им мысль о предсуществовании души (Профет, 1999, с. 199). По мнению Элизабет Клэр Профет (1999, с. 200), в учение Оригена о предсуществовании души "несомненно, подразумевает и реинкарнацию". В своих рассуждениях Профет не отрицает, что Ориген выступал против учения о реинкарнации в своем толковании на Ев. от Матфея, но расценивает это не как отражение подлинных взглядов Оригена, а как вынужденное признание, сделанное их страха (Профет, 1999, с. 202). Диакон Андрей Кураев (1997, с. 49) приводит цитату из пресловутого толкования на Матфея: "В этом повествовании имя "Илия" мне не кажется означающим "душу Илии": я не хочу впасть в догму о перевоплощениях душ, которая чужда Церкви Божией, не будучи ни передаваемой через апостолов, ни появляющейся в каком бы то ни было месте Писания". Ниже мы приведем и другие высказывания Оригена о переселении души.

Читать далее...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments