iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

"НИ ЛОБЗАНИЕ ТИ ДАМ, ЯКО ИУДА". Митрополит Иларион (Алфеев)

Оригинал взят у raskolnet в "НИ ЛОБЗАНИЕ ТИ ДАМ, ЯКО ИУДА". Митрополит Иларион (Алфеев)

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net




Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная




     С каждым днем Великого поста мы все ближе подходим к Страстной седмице. И сегодня Церковь выносит для поклонения Святой Крест, чтобы напомнить нам о том, что великопостный путь приведет нас к подножию Голгофы, где мы будем предстоять распятому Господу.

     Мы только что слышали евангельское чтение о последних днях Спасителя - о том, как люди, бывшие вокруг Иисуса, один за другим отходили от Него, предавали Его. Его предали архиереи, книжники и старейшины народа израильского. Его предала та толпа, которая еще недавно была свидетельницей Его чудес и которая еще недавно встречала Его с пальмовыми ветвями и со словами "Радуйся, Царь Иудейский". Его предали, не выдержав испытания, ближайшие ученики. И даже Петр, глава апостольской общины, уверенный, что скорее умрет, чем отречется от Господа, - даже он отрекся.

     Лишь немногие из учеников и несколько женщин, которые при жизни Иисуса следовали за Ним всюду, нашли в себе смелость дойти до Голгофы, чтобы стать свидетелями последних минут Спасителя; среди них была и Матерь Божия. Лишь случайный прохожий, Симон Киринейский, оказался способным понести крест Иисуса и тем самым облегчить Его страдания. Большинство же, в том числе воины и стража, стоявшая у креста, издевались и глумились над Иисусом.

     Вспоминая людей, находившихся в те дни рядом со Спасителем, подумаем: как бы мы повели себя на их месте. Как и ученики Христовы, мы участвуем в Тайной Вечери, принимаем в таинстве Евхаристии Тело и Кровь Спасителя. Но не отрекаемся ли мы от Господа всякий раз, когда отказываемся исполнить заповедь Его? Не уподобляемся ли мы Петру, который на Тайной Вечери говорит: "Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя" (Мф. 26:35), - а спустя несколько часов об этом забывает? Не подобны ли мы той толпе, которая сначала с радостью встречает Спасителя, а потом, в час испытания, отворачивается от Него? Не предаем ли мы Спасителя, как Иуда, который, причастившись на Тайной Вечери Тела и Крови Христовых, затем пошел и за тридцать сребреников предал своего Учителя и Господа?

     На Тайной Вечери все ученики приобщились Тела и Крови Спасителя, а в Гефсиманском саду они же, участники Вечери, оставили Господа страдать в одиночестве. И позже, когда воины пришли за Ним, те, с кем Господь делил кров и пищу, кого на протяжении нескольких лет ежедневно учил, кому дал власть творить чудеса, в страхе разбежались. Быть с Господом на Тайной Вечери, на Евхаристии, легко и радостно, а идти вместе с Ним через горе и страдание часто оказывается нам не по силам. Для того и проходим мы сейчас Великий пост, для того и участвуем в богослужениях Страстной седмицы, чтобы события, происходившие две тысячи лет назад, отразились в нашей жизни, чтобы тот великий и страшный урок, который тогда получило человечество, стал уроком для каждого из нас. Мы должны понять, что недостаточно идти за Господом только когда нам хорошо с Ним, что недостаточно быть с ним на Тайной Вечери или на горе Фаворской. Господь призвал нас в ученичество, сделал членами Церкви, чтобы мы были причастны Христу страждущему и чтобы эта сопричастность страданиям Христовым была явлена в наших делах по отношению к ближним.

     В последние дни земной жизни Христа многие отвернулись от Него. И сегодня тысячи и миллионы людей отворачиваются от Господа. И страшно не то, что в мире есть много людей, враждебно настроенных по отношению к христианству. Страшно, что сами христиане отрекаются от Христа. Не будем удивляться тому, что мир отвергает Спасителя. Будем думать о том, что мы оказываемся неверны Ему. Не станем осуждать народ израильский, толпу, которая сначала радостно приветствовала Спасителя, а затем отвернулась от Него. Но задумаемся о нашей собственной ответственности за страдания и смерть Христа, о том, что каждый наш грех - это еще одна рана, нанесенная Христу страждущему. Из-за нас "имя Божие хулится у язычников" (Рим. 2:24), ибо внешние судят о христианстве по нам - недостойным христианам, которые по своим делам ничуть не лучше язычников и безбожников. Подумаем о том, какой урок мы можем извлечь из евангельского рассказа о последних днях Спасителя, преданного Своим ближайшим окружением.

     Апостол говорит: "Время начаться суду с дома Божия" (1 Пет. 4:17). А дом Божий, Церковь - это мы. Нас Бог будет судить строже, чем людей, которые при жизни не знали Христа.

     Будем молиться о том, чтобы нам никогда не отречься от Господа, как это сделал Петр. Будем просить Бога, чтобы нам не уподобиться Иуде, как говорим мы всегда, стоя перед Святой Чашей: "Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам, яко Иуда". Будем молиться о том, чтобы не разбежаться нам в страхе перед испытаниями и не забыть о самом главном - о Спасителе.

     Мы не знаем, что ждет Церковь в будущем. В начале ХХ столетия никто не предполагал, что грядущий век станет столь страшным для Церкви, что она пройдет через горнило невиданных дотоле гонений. И сегодня, глядя в ХХI век, мы не знаем, что ожидает Церковь. Некоторым кажется: время гонений прошло, Церковь завоевала прочное положение в обществе, наступила "свобода совести". Но не надо обольщаться - времена меняются быстро. Сегодня вся страна прославляет Христа и восклицает: "Радуйся, Царь Иудейский", - а завтра, может быть, этот же самый народ отвернется от Христа, оплюет Его, будет клеветать на Него и, подобно израильской толпе, восклицать: "Да будет распят... Кровь Его на нас и на детях наших" (Мф. 27:22, 25). Именно так произошло в годы революции: люди, которые в детстве ходили в церковь и изучали закон Божий в школе, повзрослев и потеряв веру, своими руками бросали в костер святые иконы, участвовали в осквернении мощей и разрушении храмов.

     Что бы ни случилось в будущем с Церковью и со всеми нами, не будем разбегаться в страхе, но встретим испытания мужественно. Будем помнить, что страдание жизни сей по сравнению с жизнью вечной ничтожно и кратковременно. А Царство Божие, которое обещано нам благодаря страданиям и воскресению Господа Спасителя, вечно и нетленно. К этому Царству будем идти, преодолевая все скорби и трудности настоящего времени. И Господь распятый и воскресший да будет с нами во все дни нашей жизни.



1998



http://arhiv-knig.ucoz.ru/_ld/5/521_alfeev_lik.htm#14


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments