iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Categories:

Добрый Пастырь.

Оригинал взят у zoyae в Добрый Пастырь.
Добрый Пастырь - второй древнейший образ Христа после Спаса Нерукотворного уходит корнями в античную живопись.
Первые изображения этого образа датируются II веком.
В 210 году н.э. Тертуллиан свидетельствовал, что видел изображение Доброго Пастыря на чашах для причастия и светильниках.
ДОБРЫЙ ПАСТЫРЬ - символический тип изображения Христа, широко распространенный в раннехристианском искусстве; раскрывает эпитет, прилагаемый к Христу в Св.Писании(" Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец..Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня." (Евангелие от Иоанна)).
Христос изображался в виде пастуха с жезлом, окруженного пасущимися овцами, или же, согласно Евангельской притче - с заблудшей овцой за плечами (Лк XV, 3-7).
В условиях гонений на христианство этот образ выражал идею особого покровительства избранным и прообразовывал грядущее скором времени Царство Божие.

Прот. А. Шмеман пишет: «Ранняя Церковь не знала иконы в её современном догматическом значении. Начало христианского искусства — живопись катакомб — носит символический характер. Оно склонно изображать не столько божество, сколько функцию божества. Добрый Пастырь саркофагов и катакомб не только не образ, но и не символ Христа; он — зрительное ознаменование той мысли, что Спаситель спасает».

В период II—IV веков этот образ являлся чуть ли не единственным воплощением христианского Бога в человеческом облике. Они встречаются во всех странах христианского мира. Видно, что христиане желали постоянно иметь это изображение перед своими глазами.
Евсевий Кесарийский, рассуждая о новой столице — Константинополе, основанной Константином Великим, считал, что христианские здания в городе император должен украсить именно изображениями Доброго Пастыря.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/catholic/487/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B9

4480729359_66ac52ebb3_o
Mозаика церкви Сан-Аполинаре
(середина V века, Равенна, Италия)


Meister_des_Mausoleums_der_Galla_Placidia_in_Ravenna_002
Мозаика северного люнета Мавзолея Галлы Плацидии( Равенна, Италия) вторая четверть V века.

Иисус изображён здесь в образе молодого безбородого юноши-пастуха, вокруг которого по зелёной траве гуляют овцы, и Мессия ласково прикасается к одной из них. В отличие от катакомбной живописи, где Пастырь был обычным деревенским пастухом, здесь Иисус одет в золотой хитон, а на коленях лежит пурпурный плащ. Он сидит на пригорке (образ трона), держа в руке крест, выступающий в роли императорского жезла. Академик В. Н. Лазарев отмечает величественную позу Христа: его ноги скрещены, правая рука касается головы овечки, но взгляд при этом обращён в другую сторону. Благодаря такой позе, Пастырь становится смысловым центром мозаики: он видит всех своих овец, и все овцы смотрят на него.
Для мозаики характерны тонкие переходы цвета, использование полутонов для изображения кожи. Всё это наряду с обрамляющей мозаику пышной рамой свидетельствует о влиянии античного искусства.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/396797

Сохранились до наших дней и древнейшие скульптурные изображения Доброго Пастыря.

09222753
Христос как Добрый пастырь. IV век. Музей Папы Римского, Ватикан, Рим.
Христос изображен в короткой, подпоясанной тунике; на ногах у него сандалии, зашнурованные до самых колен.

0076
Христос Добрый Пастырь; Римская Империя; IV в.; местонахождение не определено. Мрамор; техника: резьба по камню.

Hristos_Dobryj_pastyr._Italiya_4v_Rim_34.5h55_WAM
Христос - Добрый пастырь. Фрагмент детского саркофага; Италия. Рим; IV в.; местонахождение: США. Балтимор. WAM (Walters Art Museum).

mfotor5254
Настенное граффито Римская Империя. Рим; IV в.; местонахождение: Италия. Рим. Национальный Римский музей

fotor5323
Италия. Катакомбы.
На плечах Юноша держит заблудшую овцу, которая изображает все человечество и каждого из нас.
Фотография священника Константина Пархоменко
http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/index.php?act=viewfoto&id=5323

aed0e8f2804f
Катакомбы Домициллы. Рим.
Фреска Добрый Пастырь

________-_ii__20110528_1435445506
Пастырь Добрый. Рядом с Ним Адам с Евой.
Западная стена, Дура-Европос( современная Сирия)

Иконописные изображения Доброго Пастыря крайне редки. Как редки и современные изображения Христа-Пастыря.
__20100625_1431438130

__20100625_1187885026
Украина, Конец XIX в.

__20110412_1713865002
Свято-Троицкая Сергиева приморская мужская пустынь

__20100807_1040715016
Абхазия, Новоафонский монастырь, роспись Симоно-кананитского монастыря.

О Христе-Пастыре напоминает и часть богослужебного облачения архиерея - омофор.
Омофор( длинная широкая лента с изображениями крестов) символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой. А облаченный в него епископ изображает собой Христа Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес ее к незаблудшим (то есть ангелам) в дом Отца Небесного.
2(8)NOV_5910

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments