iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Разгром Валаамского монастыря в Финляндии (1917-1940 гг.)

Оригинал взят у 13vainamoinen в Разгром Валаамского монастыря в Финляндии (1917-1940 гг.)
Оригинал взят у 13vainamoinen в Разгром Валаамского монастыря в Финляндии (1917-1940 гг.)
Сейчас часто можно слышать от некоторых людей, что нужны срочные реформы православной церкви. Они хотят реформировать: язык богослужения, обряды, отсталый календарь, да почти всё, что есть в церкви. Реформаторам кажется, что есть проблема отсталости нашей церкви от уходящего вперёд семимильными шагами мира. Вот проведём реформы, и сразу всё пойдёт так, как надо.
Под катом, рассказ о том, как после взятия власти большевиками в России, часть православных приходов и монастырей оказались на территории Финляндии, и что с ними стало в результате. Надо сказать, очень поучительный рассказ.




Уже в 1917-1918 годах стало ясно, что само существование Валаамской обители как русского православного монастыря оказалось под вопросом. Предпоследний игумен, иеромонах Преображенского монастыря Харитон, в монографии «Введение нового стиля в Финляндской православной церкви и причины настроений в монастыре (по документам и записям иноков)» писал о том, что в 1918 году правительство Свинхувуда приняло решение: православная церковь получила статус «национальной церкви меньшинства», что означало ее полное подчинение лютеранскому церковному управлению. Валаамскому монастырю предложено отказаться от родного языка и все документы писать на финском языке. В 1919 году особую тревогу братии монастыря и приладожских прихожан оставшихся под властью Финляндии, вызывал вопрос о ведении в православных храмах службы на финском языке. Монастырю с таким положением было трудно согласиться как по практическим соображениям (большинство монахов не владело финским языком), так и по принципиальным: традиционно служба в русских храмах велась на церковнословянском языке.

Давление продолжалось с неимоверной силой. В том же 1919 году лютеранским управлением, в подчинение к которому попали Валаамский, Коневский монастыри и приходы Приладожья, было предложено перейти на григорианское летоисчисление, принятое на Западе. Согласиться с этим верующим и православным русским монастырям было невозможно, и это даже считалось святотатством по причинам строгого соблюдения пасхальных установлений.

Тем не менее, отступление от православных догм церковной лютеранской властью предписывалось настойчиво и активно, с явным пренебрежением к чувствам и убеждениям православных верующих северного Приладожья. И вот 119 монахов весной 1921 года попросили и получили финляндское подданство, присягнув в верности финскому правительству. Думается, что одной из причин такого решения было известие об отношении советской власти к религии вообще и носителям веры в частности, что в конечном счете имело драматические последах для Валаамского и Коневского монастырей. Глава Православной церкви в Финляндии архиепископ Серафим, в связи с его смещением с должности и отправлением в Коневский монастырь как ослушника, писал:

«В ноябре 1922 года правительство Финляндии предложило мне самому оставить кафедру.
Тогда мне было указано три причины: мое несогласие просить у Вселенского Патриарха автокефалию, хиротонию священника Аава во епископы и мое несогласие ввести во всей церкви новый календарь. В этом же официально обвинило меня и церковное управление перед правительством, за это меня жестоко и систематически травили в местной прессе, называя порою коммунистом и большевиком и советуя меня выслать из Финляндии как врага её самостоятельности».

В 1925 году валаамские монахи послали депутацию от монастыря - игумена Павлина, наместника Иосифа и эконома Харитона (будущего игумена) просить разрешения монастырям праздновать святую Пасху в 1925 год старому стилю, ибо нарушение традиционных Пасхалий может погубить такие древние обители, как Валаам и Коневец, и лечь темным пятном на историю финляндской церкви. Однако слово посланников не было услышано финскими церковными властями. В послед раз русским православным монастырям и приходам было разрешено праздновать Пасху по юлианскому календарю в 1924 году. После этого таких разрешений не поступало ни разу. Дальнейшие события развивались стремительно. В середине октября 1925 года игумен Валаамского монастыря получил письменное извещение о том, что в монастырь из Хельсинки прибудут митрополит с архиепископом для ведения службы по григорианскому календарю. Игумен Павлин раздумывал недолго: неповиновение означало бы отставку, но братство пришло в сильное возбуждение. Игумену едва удалось набрать пять человек для сослужения архиепископу. Сослужить отказались даже трое из «старшей братии» — из управления монастыря. Когда архиепископ Герман с митрополитом прибыли на Валаам, остров казался вымершим: все монахи демонстративно ушли в лес. Уже на следующий день архиепископ и митрополит уехали, и немедленно последовала расправа. Наместника Иосафа, казначея Иеронима и благочинного Иону, отказавшихся сослужить архиепископу-«еретику» предали церковному суду, лишили сана и выдворили с Валаама. Церковными властями была проведена суровая чистка монахов. Большая группа братии подверглась наказаниям. Иеромонахи были лишены caна и права выполнять должности священников. 17 иеромонахов были выдворены из страны, некоторые из них вернулись в Советский Coюз, большинство перебрались в различные монастыри Югославии. Насилие повлекло раскол. Понятны слова игумена Харитона: «Сердце обливается кровью от тех страданий, которые переживает та и другая сторона расколовшегося братства».

В 1927 году, в угоду церковным властям Финляндии, изменили первый устав и сместили с поста неугодного игумена Павла. 27 ноября 1927 года депутация от трех русских монастырей — Валаамского, Коневского и Лентульского — обратилась за помощью и защитой к президенту Финляндии. 28 ноября она была принята премьер-министром Ингманом, в просьбу защитить и спасти от раскола премьер-министр выступил решительно: «В нарушении канона я не нахожу греха». Депутации отказали и другие инстанции.

1927 год — черный год в истории Валаамского монастыря, именно тогда монастырь перестал существовать как единое братство. И хотя реально монастырь еще жил, от огромного монастыря, где в 1900 году было более 1000 монахов и послушников, к концу 1930-х годов осталось лишь 60. Монахи, оставшиеся верными родному языку, церковнословянской книжности и традиционному для православия юлианскому календарю, вели богослужение лишь в отдельных «нелегальных группах».

К 40-м годам перестали существовать находящиеся на территории Финляндии Валаамский, Коневский, Печенегский монастыри и Выборгский, Сердобольский, Кексгольмский, Шуйстамский, Корбисельский приходы.
Э.Д. Степанова. Очерки истории православия в Карелии. Петрозаводск, Издательство КГПУ,2008

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments