iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Оксфордская история о календарях, юрисдикциях, и о том, как оно бывает

Оригинал взят у thomas_cranmer в Оксфордская история о календарях, юрисдикциях, и о том, как оно бывает
Хотя мне очень печально начинать применять к тому, что я пишу метку "воспоминания", но рано или поздно это случается со всеми. Собственно, сия история была рассказана мною по телефону одному из друзей-смотрителей этого сообщества, каковой не пожалел труда убедить меня ее опубликовать. В общем, спасибо ему - и я вспомнил что-то из прошлого, и, может быть, кому-то даже будет интересно. Итак...

Десять лет назад я проживал в городе Оксфорде. В общем, ничего особо удивительного тут нет, ни будь в этом самом городе православной церкви (на Canterbury Rd., 1). Это церковь была необычна уже названием. Имея всего один престол, она именовалась "храм Святой Животворящей Троицы и Благовещения Пресвятой Богородицы". Причина тому была простой. На тот момент в храме теоретически размещались два прихода: Троицкий, Фиатирской и Великобританской митрополии (архиеп. Григорий Феохарус-Хатцитофи) Константинопольского патриархата (под "опекой" еп. Каллиста Уэра) и Благовещенский, Сурожской епархии (митр. Антоний Блум) Московского патриархата (под "опекой" еп. Василия Осборна).

Такое разделение, хотя и печально, но встречается довольно часто. Однако в случае с Оксфордом ситуация была особой. Дело в том, что оба эти прихода по языку были английские. И священники на обоих были тоже англичане (и епископы тоже: Каллист - англичанин, Василий - американец). И персональный состав мирян на обоих приходах совпадал практически на 100%. При этом, теоретически, московская и константинопольская литургии совершались через выходной, по очереди. И та, и другая литургия служилась по-английский, конечно, но обряд соблюдался или русский, или греческий (или вперемежку - чуть ниже поясню). С церковными праздниками было ещё интереснее: в константинопольском приходе был новый стиль, в московском - старый. Но всё это ерунда по сравнению с клиром. Как я уже говорил, и русский, и греческий священники были на самом деле англичанами, что само по себе делало их служение по разным обрядам довольно забавным. Но главное - порядок служения через воскресенье соблюдался только на бумаге - фактически священники обеих юрисдикций часто уезжали и постоянно подменяли друг друга, а то и вовсе кто-то со стороны служил. Поэтому ситуации, когда один и тот же священник или архиерей совершали службу одному и тому же празднику по обоим календарям происходили очень часто. Духовенство старалось соблюдать стиль той юрисдикции, в чей день оно служило, но конечно это удавалось лишь отчасти, ведь облачения были у каждого свои, да и разные мелочи постоянно забывались.

Постарайтесь себе представить: де-факто одна английская община с двумя английскими священниками через воскресенье служит попеременно по разным обрядам и празднует 24 двунадесятых праздника в году.

Ну, что было потом - многие, наверно знают. Сурожская епархия развалилась на московскую "новую" Сурожскую епархию под Корсунским (т.е. французским) архиеп. Иннокентием Васильевым в качестве временно-управляющего и константинопольско-евлогианское Епископское викариатство Великобритании и Ирландии под еп. Василием Осборном (ставшим из викария Сурожского митр. Антория Блума викарием Команского архиеп. Гавриила де Вильдера). Потом в "новой" Сурожской епархии вместо временного Иннокентия был назначен постоянный еп. Елисей Ганаба, а еп. Василий Осборн ушел на покой (и, еще позже, снял сан), из-за чего его викариатсво, (оставшись в той же константинопольско-евлогианской Русской архиепископии) было переименовано в благочиние Великобритании и Ирландии, которое возглавляет прот. Патрик Ходсон.

Русская ипостась оксфордского прихода (созерцаемая исключительно умозрительно) вошла в состав евлогианского викарираства и, затем, благочиния. В восьмиугольном храме на Canterbury Rd., 1. всё так же де-факто одна английская община с двумя английскими священниками, двумя разными архиереями (у константинопольской юрисдикции так и остался де-факто еп. Каллист Уэр, а у евлогианской - сперва был Гавриил де Вильдер, а с начала этого года - временно митр. Галльский Эммануил Адамакис), со службой по двум обрядам теоретически через выходной, двумя календарями и 24 двунадесятыми праздниками в году. Только теперь у них общий патриарх (Константинопольский).


Для тех, кому трудно понять моё путанное описание, у меня есть две еще более путанные схемы:

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments