iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Главная проблема нашей церковной жизни. Мнение

Оригинал взят у arkadiy_maler в Главная проблема нашей церковной жизни
Нередко от многих церковных людей я получаю такие странные вопросы – “а почему ты такой восторженный, если в этом грехопадшем мире всё так плохо и даже в нашей церковной жизни всё очень сложно и чуть ли не скорбно”?

Не думаю, что я какой-то особенно восторженный, иные считают меня зверино-серьезным, но уныние мне совсем не знакомо, а пребывание в Церкви доставляет ту радость, к которой призывал апостол – “Всегда радуйтесь…” (1 Фес 5:16).

Однако продолжая тему первых впечатлений церковной жизни, поделюсь одним-единственным негативным впечатлением, которое у меня не проходит до сих пор и которое часто порядком омрачает эту радость.

Это – удивительное невнимание многих церковных людей, в том числе некоторых священнослужителей, к самому православному богословию, изложенному в Священном Писании и Священном Предании.

В крайнем случае речь идет об абсолютной индифферентности к богословию, как будто эта наиважнейшая сфера церковного бытия вообще не имеет никакого значения и можно всю жизнь “ходить в Церковь”, ни разу не открыв ни Библию, ни одного катехизиса, не говоря о каких-то более специальных книг. Может быть, здесь скрывается некий изначальный страх перед чтением сложных текстов, требующих особой подготовки, но все-таки эти тексты написаны для всех и именно для того, чтобы на них ссылались, а не оставляли на полке до лучших времен (если эта полка в доме вроде бы православного человека вообще есть).

В лучшем случае богословие не только уважается, но даже изучается, но изучается примерно так, как средний школьник изучает классическую литературу XIX века – как что-то очень почтенное, но не имеющее никакого отношения к “реальной жизни” и не стоящее того, чтобы серьезно ссылаться на неё в “живом общении”. При этом, такие люди могут безапелляционно рассуждать на какие угодно богословские темы, основывая свои представления на чем угодно, но только не на Писании и Предании, т.е. не на самом православии. Когда же дело доходит до того, что все-таки приходится обратиться к этим текстам, к самой Библии или катехизису преп.Иоанна Дамаскина, то они это делают с большой неохотой, как будто бы им стыдно ссылаться на эти тексты и только редкая честность может заставить их признать свою неправоту в том или ином вопросе, если сама Библия или сам Иоанн Дамаскин им противоречат.

Насколько же запущена эта ситуация?

На моем личном эвристическом опыте готовность признать свою неправоту в решении какого-либо богословского вопроса, если само Писание и Предание опровергают позицию оппонента, свойственна только тем людям, которые при всей своей теплохладности к богословию все-таки хотят считать себя православными (и стремятся жить православной жизнью, что немаловажно). Иными словами, если какой-то человек строго постился весь Великий Пост, то ему, как правило, будет немаловажно, что там на самом деле написано в книге Бытия – а то вдруг он зря постился? Жертвуя чем-либо по требованиям православной веры, любой человек, скорее всего, постарается узнать, что эта вера на самом деле от него требует и как она относится к чему-либо. Все-таки ценой веры является вся жизнь, и было бы странно относиться к источникам этой веры как к чему-то условному и необязательному.

Если же человек не стремится жить православной жизнью, ни чем за свою причастность к православию не платит, а тем более, вообще “ни при делах”, то для него Писание и Предание останутся не более чем интересной “христианской литературой”, в изучении которой мнение какого-нибудь современного секулярного филолога из канадского университета будет значить несравнимо больше, чем мнение любого отца Церкви. И тогда спор с ним на любую богословскую тему почти бесперспективен – если человек отрицает основы мировоззрения, то как можно спорить с ним о его деталях?

Да, невнимание к богословию, в особенности к догматическому богословию – это главная проблема нашей церковной жизни, всё остальное совершенно вторично. Точнее, все остальные проблемы либо проистекают из этой проблемы, либо имеют чисто “технический” характер. Как преодолеть этот недостаток и можно ли его вообще преодолеть в массовой Церкви (у католиков и протестантов ведь ситуация совсем не лучше, а возможно, и совсем хуже) – это другая тема. Здесь же я только лишь обозначил то единственное, реально негативное впечатление, с которым мне пришлось столкнуться семнадцать лет назад после крещения и которое не проходит у меня до сих пор.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments