iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

"Жeны-мирoноcицы у Грoба Гocпoдня": первая икона Воскресения. Ирина Языкова

Оригинал взят у raskolnet в "Жeны-мирoноcицы у Грoба Гocпoдня": первая икона Воскресения. Ирина Языкова

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net





В Православном календаре третье воскресенье по Пасхе именуется Неделей жен-мироносиц. Оно посвящено тем женщинам, которые первыми восприняли весть о Воскресении Христа. Как свидетельствуют евангелисты, рано утром они пришли ко гробу, где было положено тело Господа после Распятия, чтобы оплакать Его и по иудейскому обычаю помазать благовонными маслами, миром (поэтому они мироносицы). Но камень был отвален, гроб — пуст, и тела в нем не было! Ангел возвестил им, что Христос воскрес. Эту радостную весть женщины принесли апостолам.

Церковь воспевает жен-мироносиц как первых благовестниц: «жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом» (Стихиры пасхи). В иконографии также им уделено особое внимание, из всего пасхального цикла сцена «Жены-мироносицы у гроба Господня» (или «Явление ангела женам-мироносицам») — самый ранний образ Воскресения. Его изображали во всех видах искусства — в иконах, в мозаиках и фресках, в книжной миниатюре и прикладном искусстве.



Ярко и радостно этот образ запечатлен на фреске из монастыря Дечаны (XIV в.), Сербия. Здесь мы видим двух женщин, недоуменно беседующих между собой. В руке одной из них сосуд с миром. Ангел в белых одеждах восседает на каменной гробнице и, обращаясь к женщинам, указывает на пещеру, в которой видны погребальные пелены и плат. Согласно Евангелию, Ангел говорит: «что вы ищете Живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес!» (Лк. 24:6). Внизу лежат спящие воины, которым было поручено сторожить гроб. Следующая сцена изображает этих же женщин, возвещающих весть о Воскресении апостолам.



Композиция вписана в треугольный сегмент свода храма и обрамлена красивым орнаментом. Живопись исполнена мастерски, сияющими прозрачными красками. Сочетание глубокого синего неба, цветных горок, разноцветных одежд создает впечатление праздничности и приподнятости. Роспись исполнена в середине XIV веке, в период наивысшего расцвета сербского искусства.



Монастырь Высокие Дечаны — главный сербский монастырь в Косово, обладающий самым большим из сохранившихся циклом росписей. Монастырь был основан в 1327 г. королем Сербии Стефаном Дечанским, который в 1331 г. был похоронен в стенах этой обители. Строительство продолжил его сын Стефан Душан, роспись стен храма Пантократора была завершена к 1350 г.



http://www.pravoslavie.ua/articles/life_in_the_church/2013/05/16/1284/


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments