iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Движимые любовью. Священник Феодор Людоговский

Оригинал взят у raskolnet в Движимые любовью. Священник Феодор Людоговский

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net



В Неделю 3-ю по Пасхе — Мк 15:43 — 16:8 (зач. 69–70):



В те дни пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.



Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.



По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик. И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.



И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.






Говоря о сегодняшнем евангельском чтении, хотелось бы прежде всего обратить внимание на его уникальность.



Во-первых, это один из немногих фрагментов, читающихся в период Пятидесятницы, который взят не из Евангелия от Иоанна, чтение которого начинается с пасхальной литургии и заканчивается Днем Святой Троицы. Помимо Недели жен-мироносиц таких «неправильных» дней еще два: вторник Светлой седмицы (читается сюжет о двух учениках, шедших в Эммаус, — Лк 24:12–35) и Вознесение (у Иоанна о событии вознесения не говорится ничего). В остальные 47 дней от Пасхи до Пятидесятницы читается Евангелие от Иоанна.



Во-вторых, это чтение состоит из двух частей. Первая, представляющая собой конец 15-й главы Евангелия от Марка, знакома нам по службе 12-ти евангелий: это 10-е страстное евангелие (69-е зачало). Вторая часть (начало 16-й главы, 70-е зачало) — это один из тех евангельских фрагментов (а именно — 2-й), которые читаются на воскресной утрене. И только здесь, единственный день в году, в пределах одной службы соединяется повествование о погребении Спасителя и о Его воскресении. Это же, кстати, характерно и для ряда песнопений Недели жен-мироносиц (подробнее см. здесь).



* * *

Читая повествование о погребении Спасителя — будь то у Марка или у других евангелистов — нельзя пройти мимо одного вопроса: зачем? Зачем Иосиф, рискуя положением, а может быть — и свободой, и самой жизнью — идет к Пилату и просит тело только что казненного преступника? Зачем подвергает себя опасности Никодим? Зачем слабые женщины, презрев страх, спешат чуть свет к гробнице Учителя?



Откуда это неожиданное мужество? Чем они были движимы? — Может быть, они придавали столь большое значение обрядовой стороне погребения? Или же это был своеобразный протест против имперско-израильской военщины? Или они полагали, что Иисусу удобнее будет воскреснуть, находясь во гробе, а не на кресте? Или же они следовали своему моральному кодексу и делали то, что должно, не давая себе труда подумать о последствиях? — Навряд ли.



А впрочем, мы ничего не можем сказать наверняка. Иосиф, Никодим, каждая из учениц Иисуса — всё это были разные люди, с разными характерами, с разным жизненным опытом. И у каждого могли быть свои мотивы. И тем не менее, они объединились в этом поступке, который требовал немалого мужества — и любви.



«Любовь, — говорит апостол, — никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. <…> Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор 13: 8, 13). Впрочем, в те страшные и горестные дни в сердцах учеников и учениц, тайных и явных, вероятно, мало оставалось веры и надежды — но не иссякла их любовь, которая «крепка, как смерть» (Песн 8:6). И именно любовью были они движимы.



И если они и давали какое-то рациональное обоснование своим действиям, то для этого, думается, лучше всего подходили слова Учителя: «…во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12). Хотели бы они, чтобы, случись с ними подобное, любящие их люди позаботились бы об их теле, оплакали и погребли бы их по закону отцов? Да? Тогда во что бы то ни стало следует проявить эту последнюю заботу о теле Наставника. И они действуют, действуют без оглядки на мнения и суждения других людей, проявляя осторожность лишь в той мере, чтобы ничто не помешало осуществлению их замысла.



Здесь следовало бы предложить некий моральный вывод — или даже несколько выводов. Но мы уверены, что читатель может сделать это и сам. А если возникнут трудности-то стоит вновь и вновь обратиться к строкам Благовестия, ибо писания апостолов Церковь хранит не как музейный экспонат, но как духоносное слово, данное нам для вразумления и научения, и каждый верный, читающий Евангелие, может быть наставлен в истине Духом.



http://clubs.ya.ru/4611686018427442108/replies.xml?item_no=12259



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments