iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Общение с Богом и повседневное мужество. Диакон Павел Сержантов

Оригинал взят у raskolnet в Общение с Богом и повседневное мужество. Диакон Павел Сержантов

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net





Зачем нужна Иисусова молитва? Как относиться к духовному опыту, которого не понимаешь? Покаяние — волевое решение человека или дар Божий? Об этом и многом другом — в лекции, прочитанной диаконом Павлом Сержантовым на епархиальных миссионерских курсах, организованных Миссионерской комиссией при Епархиальном совете Москвы совместно с Миссионерским факультетом Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.



Эволюция молитвы



Следующая ступень называется «ступенью непрестанной молитвы». Здесь вопрос такой: а что, до этого молитвы, что ли, не было? Была. А что, в борьбе со страстями молитвы нет? Если это брань, то на войне люди как раз молятся. Когда у человека ум очищается — молитвы нет? Есть, безусловно, но это молитвы, которые друг от друга отличаются.



Восходя духовно, человек преобразовывается, он не остается таким, как прежде, в нем происходят очень существенные изменения. И эти изменения сказываются на молитве, они обязаны сказываться. Тем более что молитва — это вообще очень хороший показатель.



Игнатий (Брянчанинов) называл молитву барометром духовной жизни, по ней можно судить, как духовная жизнь складывается. В традиции — я бы сейчас хотел обратиться к митрополиту Иерофею (Влахосу) — обычно говорится о молитве таким образом: сведение ума в сердце тесно связано с молитвенной практикой, практикой молитвы Иисусовой — краткой молитвы, которая не требует большого внимания.



 



Поэтому человек молится такой краткой молитвой, у которой нет разветвленного сюжета, поэтических украшений, и совсем чуть-чуть текста. Классическая молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». 8 слов получается, могут быть более краткие версии: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя», а «Господи, помилуй мя» — это уже самая краткая форма, короче не скажешь.



Когда страшно, когда человек устал и читать длинные молитвы уже не может — разве он не может молиться? Может, но коротенькими молитвами, так удобнее. Иисусова молитва коротенькая, но она — не волшебная палочка, которой махнул — и все засияло-засверкало.



На чем все построено в Иисусовой молитве? На том, что она короткая, и что много сил не надо, и много внимания не надо. Можно ее совершать так, что толку не будет? Можно. Можно ее совершать так, что она во вред будет? Можно. Она — не гарантия успеха в духовной жизни, а большое подспорье, потому что длинную молитву не всегда произнесешь, а короткую молитву — всегда, требует она всего несколько секунд.



Но в данном контексте это не просто краткая молитва, которую все мы употребляем. На богослужении она у нас есть — 40 раз «Господи, помилуй». Зачем надо 40 раз говорить «Господи, помилуй»? Внимание — человек получает передышку от длинных молитв, он может собрать внимание, цель только эта. Короткая молитва позволяет нам более внимательно молиться, вот чем она хороша.



У человека, который молится, бывает разный опыт. Бывает, с нами что-то происходит, а мы не понимаем, что. В таких случаях можно попробовать с кем-то посоветоваться. А можно — в школе, помните — за скобочки выносим что то, и пусть это в скобках живет. Мы отстраняемся, и по поводу этого определенного суждения не имеем. Если это во благо, то — слава Богу, если это во вред, то — Господи, помоги нам.



Мы живем сами по себе, а этот опыт — сам по себе. Мы можем получить какой-то духовный опыт, на котором дальнейшую нашу жизнь будем строить. А можем получить такой опыт, на котором непонятно что строить, и стоит ли что-то строить на нем, потому что начнем, а окажется, что это не тот опыт.



Работа над ошибками



Умение отстраняться от своих переживаний — очень важное. Вообще, оно не только в этом случае работает. Пример, который всем знаком. На молитве человек может чувствовать радость, а может чувствовать тяжесть, молитва идет трудно. И вот человек начинает решать: что это такое, с чем это связано, или пытается, еще хуже того, как-то вызвать в себе те переживания, которые когда-то были.



Это классическая ошибка, потому что в молитве главное — не те эмоции, которые сопровождают нашу молитву, не те физические ощущения, которые сопровождают нашу молитву. В молитве другое важно.



Что такое молитва по сути своей? Это общение с Богом, и важно — оно идет или оно не идет. А идет ли оно в длинной молитве, в красивом гимне, который мы поем, или в коротенькой молитве — это не важно, а важно, что я здесь, я участвую в ней. Бог здесь, я с Ним общаюсь — это важно. А что сопровождает — тут очень сложная ситуация.



Например, классическая ошибка — когда человек думает, что надо помолиться, встает молиться, и как-то тяжело, возникает "умный помысел": устал, что ли, непонятно. Наверное, не сейчас лучше, а потом.



Почему ошибка? Потому что перед Богом молитва, которая с принуждением совершается, когда я себя за шиворот тащу, когда я себя заставляю — это молитва более ценная, чем, когда у меня все идет как под горочку на лыжах. Вот это — духовное упражнение. Молитва — это общение с Богом, но в дополнение к этому еще и духовное упражнение.



Когда я себя заставляю молиться, а мне не хочется, то это духовное упражнение. Я тем самым что-то делаю с собой, я меняю себя. Глядишь, и Господь поможет мне в чем-нибудь. Поэтому очень сложно бывает опираться на какие-то внешние признаки, и из них делать далеко идущие выводы. Я поэтому здесь поосторожничал.



В духовной жизни все совершается вместе: Богом и человеком. Покаяние совершается вместе. С одной стороны-то, что мы делаем, а с другой — посмотрите: в нашей традиции покаяние описывается как Божий дар, и это так и есть. Потому что если Бог не подтолкнет, то попробуйте вы.



Покаяние — это же не сопли распустить, это акт мужества. Человек имеет мужество сказать: я не прав был — попробуй на это решись. Гораздо проще делать вид, что все нормально, я такой хороший. А, когда человек готов неправоту свою признать — это любому дается сложно, особенно, если человек привык, что вокруг все к нему с уважением относятся.



Чем выше человек восходит, тем больше действует сила Божия, и тем меньше действует сам человек. Но его действие все равно не прекращается, оно может только принимать другие формы.



http://www.pravoslavie.ua/articles/spiritual_life/2013/05/23/1301/


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments