iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Посттрадиционное общество и катихизация

Оригинал взят у adam_a_nt в Посттрадиционное общество и катихизация
архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Мы должны оценивать все реально. А реальность такова, что мы живем в мире, в котором слишком многое изменилось. Изменился и язык нашего общения, и язык нашего самовыражения. И не только в лингвистическом смысле. Он изменился в смысле культурологическом и мировоззренческом.

Мы живем в мире, который на глазах изменился и продолжает меняться до неузнаваемости. Еще в 1955 году прот. Георгий Флоровский по этому поводу писал: «Если мы примем традиционную классификацию исторических эпох как «органических» и «критических», то не останется сомнения в том, что наша эпоха есть эпоха критическая, век кризиса, время неразрешенных напряженностей… Говорят даже, что мы сейчас проходим через «великий водораздел» — величайшее изменение в истории нашей цивилизации гораздо более значительное и радикальное, чем переход от античности к Средним векам или от Средних веков к Новому времени. Если, как утверждает Гегель, «история есть суд» (буквально: «мировая история есть Страшный Суд», Die Weltgechihte ist Weltgericht), то есть и судьбоносные эпохи, когда история не только судит, но как бы и осуждает себя на гибель. Эксперты и пророки постоянно напоминают, что цивилизации появляются и распадаются, и нет никакой особой причины ожидать, что наша цивилизация избежит общей судьбы. Если еще есть какое-то историческое будущее, то очень может случиться, что оно уготовано совсем другой цивилизации, иной, чем наша». Сегодня, спустя полстолетия после того как были написаны эти слова, мы можем с известной смелостью утверждать, что мы живем именно в «другой цивилизации» по сравнению с той, в какой довелось жить людям старшего поколения и которую многие из нас еще вспоминают из своего детства. «Великий водораздел», который был ознаменован действительно великими социальными, научными, техническими и мировоззренческими потрясениями XX века, кажется, остался позади. И нынешнее социокультурное состояние значительной части человечества может быть названо посттрадиционным. О том, что такое посттрадиционное общество, спорят. Однако каждый из нас интуитивно согласен именно с таким определением того общества, в котором нам суждено жить и творить.

Посттрадиционность — это принципиально бесценностное состояние социума, порожденное, прежде всего, неверием. Действительно, чем характеризуется «традиционное общество»? Господством ценностей, которые со временем, как и все в мире, меняются, но при этом в общем и в целом принимаются за абсолютные. В современном сознании они уступили место аксиологическому плюрализму, который является одной из фундаментальных идеологических основ нашего времени.

Читать далее
Комментировать

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments