iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

ВИЛАЙЕТ КРЫМ: К РОСТУ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА НА УКРАИНЕ

Оригинал взят у pobedonoscev в ВИЛАЙЕТ КРЫМ: К РОСТУ ИСЛАМСКОГО РАДИКАЛИЗМА НА УКРАИНЕ


В начале июня в крымском Симферополе под чёрными знаменами с арабской вязью состоялся митинг сторонников незарегистрированной, но активно действующей на Украине исламской партии «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами». Выход на улицы строителей Халифата, пожалуй, стал шоком для простого обывателя, но не для экспертов. Последние, к слову, неоднократно заявляли о росте исламского радикализма на Юге Украины.

Что же за ростки салафизма взошли в Крыму и являются ли они угрозой стабильности на полуострове и в регионе?

Вилайет Крым: как всё начиналось
Идеи радикального ислама незаметно проникли на полуостров в начале 80-х, когда в Симферопольском медицинском институте начали обучаться студенты-арабы. Им разрешили открыть небольшую молельню. Вполне вероятно, что именно тогда на полуостров завезли первые экземпляры экстремистской литературы на арабском языке. Студенты, отучившись, Крым покинули, а книги остались. В конце 80-х начали массово возвращаться депортированные в 1944-м году в Узбекистан крымские татары. Уезжая с насиженных мест, репатрианты с головой погружались в водоворот бытовой неустроенности и хаоса 90-х, а потому теряли контроль над своими подрастающими чадами, пока занимались вопросами выживания. Именно молодое поколение является основным мобилизационным резервом, поддерживающим идеи халифатизации и введения законов шариата.

Пригодились татары и украинской власти, опасавшейся превращения Крыма в независимое государство с последующим вхождением в состав Российской Федерации, а потому крымским татарам был дан «зелёный свет» на реализацию русофобской политики украинских властей. И татары успешно справляются с отведенной им ролью.

Учитывая, что крымско-татарское население Крыма являлось тактическим, но не стратегическим союзником республиканских властей, ведь опирались татары на Турцию и страны Запада, то активность украинских спецслужб снизилась (они переключились на более прозаичные задачи, связанные с перераспределением собственности и первичным накоплением капитала). Именно русофобия была заложена в основу фундамента актуализирующейся проблемы радикального ислама в Крыму.

Крымско-татарский меджлис, фактически являющийся параллельной властью в республике, стал силой, работающей на ослабление русских в регионе, параллельно отстаивая интересы крымско-татарской общины. Однако меджлис постепенно стал терять контроль над умами своего народа, а народ неспешно начал вникать в идеи Халифата. Благо после распада Союза в царившем на Украине хаосе появились первые эмиссары из Катара и Саудовской Аравии. Вначале их поездки носили ознакомительный характер, однако далее, убедившись в том, что почва для взращивания радикальных идей в Крыму плодородна, а овчинка явно стоит выделки, в регион стали засылать деньги на строительство мечетей. Плацдармом для расширения идей радикального ислама был избран центр Крыма — город Симферополь. Из среды завербованных и вновь обращённых стали назначать ответственных за реализацию указаний из Саудовской Аравии, а с целью обеспечения финансовой самостоятельности ваххабитские общины обрели поддержку среди бизнесменов. Следующим шагом стало налаживание активной пропаганды через исламские культурные центры.

Поле битвы — религия
В 1991 году было восстановлено функционировавшее до 1927 года Духовное управление мусульман Крыма (ДУМК). К 1993 году меджлис стал контролировать деятельность ДУМК, впрочем, не слишком успешно: в Крыму традиционный ислам начал терять свои позиции.

Адепты Саида Нурси и Фетхуллаха Гюлена из Турции стали ослабевать, проигрывая битву за умы конкурентам из монархий Персидского залива. Параллельно действующим с начала 90-х нурсистам развернули кипучую деятельность ваххабиты. Постепенно стала расширяться сеть культурных и религиозных центров. Сейчас под руководством Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид» функционируют исламские культурные центры (ИКЦ) в Киеве, Симферополе, Одессе, Донецке, Луганске, Виннице, Запорожье и Харькове. Официально в центрах «Альраида» занимаются «удовлетворением духовных, культурных, национальных, спортивных, научных интересов людей, исповедующих Ислам, защитой гражданских, социальных и других общих прав, разрешением спорных вопросов среди прихожан».

«Альраид» имеет связи с Министерством вакуфов, призыва и ориентации Саудовской Аравии, ответственным за пропаганду ваххабизма.

Очевидно, что активная деятельность таких центров и организаций должна быть под контролем спецслужб. Однако те не спешат вникать в догматику ислама и аспекты деятельности исламских культурных центров.

Впрочем, силовики за годы независимости пресекали деятельность не только медресе, готовящего молодую поросль к отправке в Сирию в качестве пушечного мяса для вооружённых бандформирований, находили схроны с оружием в Крыму и даже разгоняли тренировочные лагеря чеченских боевиков.

Чеченская и палестинская эмиграции в Крым
С началом первой чеченской войны в Крым, на лечение в санаториях Сак и Евпатории, начали прибывать чеченские боевики. Часть из них вернулась в Чечню, а часть осела в Крыму и обзавелась собственностью. По некоторым сообщениям, сейчас чеченцы контролируют санатории вокруг грязевых лиманов и морского побережья Сакского региона, а также торговлю нефтепродуктами и овощами.

Следом на полуостров стали проникать палестинцы, сбежавшие из Палестинской автономии. Пользуясь тотальной коррупцией, палестинцы становились гражданами Украины, предоставляя для регистрации поддельные документы. Получив гражданство, часть эмигрантов осела на территории Украины, а часть обрела возможность беспрепятственно совершать вояжи по всему миру через Турцию.

Выводы
Исламисты в Крыму усиливают позиции. И июньский митинг «тахрировцев» в Симферополе тому доказательство. Запрещённый в судебном порядке митинг незарегистрированной партии всё же состоялся и собрал около двух тысяч человек.

По минимальным подсчётам количество сторонников партии уже превысило шесть тысяч человек, по максимальным — приближается к десяти тысячам. Также разнятся оценки численности мусульман: от 450 тысяч до 1.5 миллионов человек.

Обстановку в Крыму можно охарактеризовать как сложную, но поддающуюся исправлению. Хотя надо признать, что меджлис и Духовное управление мусульман Крыма, к сожалению, не в состоянии сдерживать распространение ваххабизма.

И пока традиционный ислам терпит поражение на всех фронтах и теряет позиции, — государство Украина занимает пассивную позицию наблюдателя, лишь изредка вмешиваясь в ситуацию.

Украинские элиты продолжают использовать крымских татар как средство для уменьшения влияния Российской Федерации в регионе. Преступным является и фактическое самоустранение властей от решения проблемы распространения идей радикального ислама, и использование крымских татар как орудия в реализации русофобской политики.

Решать проблему, по всей видимости, придётся как так и последующим элитам Украины, так и соседним государствам. Происходящее в Крыму не может не иметь последствий.

http://www.odnako.org/blogs/show_26261/

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments