iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Ловушки миссии, или как не скатиться в хрислам

Оригинал взят у k_istine_icxc в Ловушки миссии, или как не скатиться в хрислам
По поводу ролика, где протоиерей Олег Стеняев спорит с мусульманами, и последующей полемической статьи Александра Дворкина, могу сказать следующее.
***
Смотрите по данной теме обсуждения:

О границах возможного богословского компромисса в миссионерском делании. На примере беседы протоиерея Олега Стеняева с мусульманскими апологетами - профессор Александр Дворкин

Ответ протоиерея Олега Стеняева профессору Александру Дворкину - протоиерей Олег Стеняев

***kaplan
На мой взгляд, прежде всего, нужно развести понятия христианской миссии в среде мусульман - и христианско-исламского богословского диалога. Это не одно и то же, это разные сферы деятельности, имеющие разные цели. Цель христианской миссии в инорелигиозной среде очевидна: проповедать Христа распятого и воскресшего, проповедать единственно верный путь к спасению. То есть дать людям всю необходимую информацию для того, чтобы далее они сделали свой свободный и ответственный духовный выбор. Подчеркну - не обратить в христианство любой ценой (как, например, это делали иезуиты в Индии, крестя в Ганге под видом браминов), а принести людям Благую Весть. Разумеется, не по принципу "наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай", а добиться подлинного понимания, ответить на все вопросы, снять все недоумения. Понятно, что при этом нужно сообразовываться с уровнем целевой аудитории, нужно говорить понятным им языком, не пытаясь за час объяснить им всё от начала до конца. Иначе говоря, необходима пастырская педагогика (и как в любой педагогике, тут необходим баланс между общими принципами и ситуативным творчеством учителя). А главное - проповедовать нужно не только словом, но и всем своим поведением, всей своей жизнью.

Но дальше - уже дело человеческой свободы. Поэтому, кстати, считаю неправильным судить об успехе миссии по чисто количественным показателям. Миссия - это вообще-то бег на длинную дистанцию.

А вот христианско-исламский (равно как христианско-иудейский или какой ещё) богословский диалог имеет другую цель. В чём-то близкую, но не ровно такую же. Цель такого диалога - разрушить в людях чужой религиозной культуры ложные стереотипы о нашей вере, стереотипы, мешающие нам жить вместе в одной стране, на одной планете. Чем лучше мы будем друг друга понимать, тем меньше между нами будет конфликтов. А поскольку любая культура вырастает из религиозной традиции, то невозможно понять поведение и систему ценностей человека, не зная, откуда они выросли, на какой почве. Откуда же узнать эту почву? Удобнее всего в диалоге с образованными представителями данной религиозной традиции. "Мы верим в то-то и то-то, поэтому в таких-то ситуациях действуем так-то и так-то, при этом вот это для нас принципиально и нерушимо, а вон тем можем поступиться ради мира и согласия". То есть задача чисто посюсторонняя, речь не идёт ни об обращении оппонентов в свою веру, ни о согласовании вер, т.е. приведении их к какому-то общему знаменателю.

К сожалению, иногда некоторые миссионеры делают то, что можно назвать "выстраиванием хрислама" (слово "хрислам" как попытку синтеза христианства с исламом употребил Честертон в романе "Перелётный кабак"). То есть пытаются показать христианство как нечто, ничем по сути не противоречащее исламу, а отличающееся лишь терминологией и культурной традицией. Понятно, что это противопоказано христианской проповеди - какой в ней есть смысл, если ислам ничем не хуже христианства? Но это противопоказано и делу нормального христианско-исламского диалога. Если мы стремимся адекватно понять других и стремимся, чтобы нас поняли адекватно - тогда незачем льстить оппонентам и искажать суть своей веры. Да, с людьми нужно говорить на понятном им языке, но при этом нередко придётся говорить неприятные им вещи.

Читать далее...

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments