iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Православие теряет культурную идентичность - а была ли она?

Оригинал взят у mixmaxov в Православие теряет культурную идентичность - а была ли она?
Я еще раз задумался над этим, после полемики о "православных "реперах http://mixmaxov.livejournal.com/735583.html Человек, защищающий их, оказывается не отличает традиционную культуру, от современной, и кажется, понятия не имеет что была "церковная культура" и церковное искусство. А была -ли? Конечно мы видим ясные и четкие традиции в иконописном искусстве, в архитектуре, в церковном облачении и одеянии, в церковном пении. Но это все внутри церкви, в храме и рядом с ним. В какой -то степени это "проникает" и в дом, но традиционным и всеобщим в быту, такая культура похоже не стала. Конец 19 начало 20 века, были отмечены всплеском православной культуры, который сопровождался и спорами и скандалами. Перов, Иванов, Васнецов, Чайковский, Рахманинов, Чесноков, Юницкий и сотни других деятелей искусства, со скрипом пробивались в состав "православной" культуры, которая к тому времени имела тысячи хоров, десятки их которых гастролировали по Европе, имела грандиозную архитектуру, имела десяток великолепных иконописных школ, и конечно литература и театр. Все это и составляло  культурную идентичность православия, которое могло "похвастаться" великими произведениями и великими художниками, композиторами, литераторами, исполнителями. 
  Где все это теперь? Почему я слышу только о "православном" роке, "православном" репе, о религиозном искусстве "от Гельмана". Почему в культурную идентичность православия, включена вся помойка культуры и модернистского искусства, да еще самодеятельного, низко профессионального уровня. Я пытался посмотреть "православные" фильмы - убожество. Я пытаюсь смотреть "православные" ТВ - убожество. Единственной "высоко - культурной" акцией церкви стал фестиваль "Рождественские встречи" по - видимому с колоссальным бюджетом, но его "захватили" оркестры и исполнители, которых к православию отнести можно только условно.  Но, похоже, после того, как церковь "рассорилась" с  интеллигенцией в этом году, и эта "акция" будет сводиться к реперам и рокерам. 
Где теперь творцы "православной культуры"?  Митрополит Илларион? Я слушал его произведения, включая "Страсти по Матфею" - средней руки произведения, ничего общего не имеющие с православием. Кто еще? 
Думаю, все по тому, что сейчас не просто "не модно" творческим людям выражать свои "православные" чувства и взгляды, а и некому и не где.
 Что делается с православной литературой - мы все время слышим от Гупало, что делается с православным кино и телевидением- я знаю и сам, сто делается с православной музыкой, мы видим все. И нет шансов, что увидим что -то другое, так как "оценщиками" православной культуры стали клоуны, "производителями" стали клоуны. Только они воспринимаются "априори" пригодными через о. Сергия Рыбко, о. Всеволода Чаплина, и еще парочки "крестильщиков" рок -поп - звезд. А нет "высокого восприятия", нет "заказа" на высокое, духовное искусство - нет и искусства. При этом миссия без него не просто не возможна - она не осуществима. Именно культура и искусство являются "языком" для общества который понимают все. Наш "язык" в обществе скатился до полу - обкуренных рокеров,  самодельных реперов и самодельных кино - телестудий. Так мы потеряем культурную идентичность совсем. Мне все чаше хочется повторить знаменитую фразу о кобуре, когда я вижу "явления" современной, общественной  "православной культуры".


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments