iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Богословие: знание и/или вера?

Оригинал взят у adam_a_nt в Богословие: знание и/или вера?
Руководитель учебно-методического отдела СФИ Л.Ю. Мусина 

17 ноября в Русской христианской гуманитарной академии прошел круглый стол «Теология и религиоведение в современной России: практика образовательной деятельности». Его вели проректор по научной работе РХГА, д.ф.н., профессор Д.В. Шмонин и зав. кафедрой философии религии и религиоведения СПбГУ, профессор М.М. Шахнович.

В обсуждении приняли участие представители светских и духовных образовательных учреждений различных конфессий, в которых преподается теология и религиоведение. Главный вопрос дискуссии — о разграничении этих курсов, их задачах и содержании.

Предмет религиоведения — феномен религии, поэтому оно может преподаваться как объективное знание. Предмет богословия — собственный опыт веры. Чтобы его изучать, нужно его иметь. Из этого вырастают все противоречия, связанные с преподаванием богословия (теологии) в светских вузах. Эту проблему обозначила в своем выступлении руководитель учебно-методического отдела Свято-Филаретовского православно-христианского института Л.Ю. Мусина.

Когда богословие, преподаваемое на светских факультетах, рассматривается исключительно как сфера объективного знания, оно фактически сводится к преподнесению сведений подобно тому, как это делает религиоведение. Теряется из виду само содержание богословия и «такая стоящая за преподаваемыми фактами реальность, как бытие живого Бога».

— Сегодня теология включена государственными органами в систему секулярных наук, и мы получаем опыт окончательной изоляции сферы веры от сферы знания, что беспрецедентно для богословского образования, — сказала Л.Ю. Мусина. — Люди, которые видят цель богословского образования в том, чтобы содействовать укреплению церковного сознания, становлению христианской личности, способной жить по своей вере в условиях современного мира и передавать эту веру другим, попадают в двусмысленную ситуацию, когда реальные цели не могут быть в принципе обозначены и поставлены официально в рамках светского образования.



Ректор РХГА, д.ф.н. Д.К. Бурлака указал на то, что теологию и богословское образование невозможно развивать без серьезного преподавания гуманитарных наук. Богословские факультеты должны давать знание классической культуры, языков, философии, литературы, истории.

«К сожалению, общество и государство не готовы признать, что полноценное богословское образование соединяет в себе и опыт веры, и полноценное научное гуманитарное знание», — прокомментировала декан факультета религиоведения СФИ, к.ф.н., магистр богословия М.В. Шилкина.

В обсуждении также приняли участие проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, кандидат богословия протоиерей Владимир Шмалий, зав. аспирантурой СПбДА, к.и.н. священник Константин Костромин, ректор Теологического института Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, д.ф.н., доц. А.М. Прилуцкий, зав. кафедрой религиоведения Амурского государственного университета (Благовещенск), д.ф.н., проф. А.П. Забияко, проректор Российского исламского университета (Казань) Р.Г. Батров и другие.

Организаторы: Санкт-Петербургский государственный университет, Государственный музей истории религии, РХГА, Лаборатория ценностно-культурологической педагогики РХГА при Российской академии образования.

По окончании круглого стола был принят итоговый документ.

«Антиномия объективированного подхода в преподавании теологии». Тезисы выступления руководителя учеьно-методического отдела СФИ Л.Ю. Мусиной

«Религиоведение в системе дополнительного образования». Тезисы выступления декана факультета религиоведения СФИ, к.ф.н., магистра богословия М.В. Шилкиной



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments