iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Новый учебный год Воскресной Школы для взрослых лекция 1

Оригинал взят у o_alexandr75 в Новый учебный год Воскресной Школы для взрослых лекция 1
Лекция 1 – 2013 год, 7 сентября

Дорогие братья и сестры!

Сегодня у нас вводная лекция и передо мною стоит довольно странная задача: рассказать вам о том, с чем вы сталкиваетесь каждый день. Это не только богослужение – наше, православное, удивительно красивое и ёмкое; это не только Таинства Церкви – соединяющие нас с Богом; не только история Ветхого и Нового Завета. Но есть ещё более важные вопросы: кто мы (и вообще, что есть человек), Кто есть Бог, и каковы отношения человека и Бога в этом мире.
На самом деле, три этих вопроса не есть что-то отвлечённое, метафизическое. Мы ежедневно так или иначе сталкиваемся с ними. Почему на богослужении так хочется поболтать или в Великий Пост съесть колбасы; поругаться с родным человеком или напиться – всё это наши отношения с Богом, всё это проявления нашего глубинного «я».
Человек
Но начнём мы с предварительных понятий. Первое из них – это понятие «человек».
В детства меня часто водили на ВДНХ и не куда-нибудь, а в «космический павильон». Там очень многих моих однокашников принимали в пионеры, и дети хором давали обещание быть верными заветам Ленина, «бороться и трудиться, как учит нас коммунистическая партия». Но рассказ не о том. Однажды в павильоне мне показали скафандр, в котором выходят в космос. Это совершенно автономное образование, как и космический корабль.
space-pictures-space-suits-2
Но почему? – Потому, что человек всеми своими узами привязан к окружающему миру и без кислорода, подходящей ему температуры и давления находиться в космосе не может. Человек, говоря словами Библии, «есть земля». Помните, как поётся на отпевании: «земля еси и в землю отыдеши»? Плоть человеческая создана по слову Божию из праха земного - то есть из пыли, из самой материи, из вещества. И мы несём этот прах в себе и возвращаемся в него.
Но разве мы с вами ТОЛЬКО материя?

Два аспекта бытия

«А что будет, когда человек умрёт?» - задал я, будучи маленьким мальчиком, вопрос одному своему очень близкому человеку. Человек этот очень гордился тем, что он доктор наук, но не нашёл ничего лучшего, чем ляпнуть в ответ: «ничего». «Как ничего?!» - не понял я. «Вообще ничего, - охотно пояснил мне мой учёный сродник, - лопухи на могиле».
Помню тот ледяной ужас, охвативший меня тогда. Каждая секунда, каждый шаг и удар сердца приближал меня к этому «ничто». Каждый вздох и движение тащило меня к пропасти небытия. «А как же моя собака?» - продолжал я свои расспросы. «Не говори ерунды!» - ответствовал доктор наук. На этом диалог закончился.
Со временем детский ужас забылся, но вопросы остались.

rogozhskoe-kladbishe
Действительно, мы видим глазами, слышим ушами и так далее. Мы привыкли рассматривать материальные явления, как подлинную реальность, дескать - сие и есть реализм. Но откуда мы узнаём о материальной реальности? Из опыта наших чувств. Но помните детский вопрос о собачке? Теперь-то мы взрослые и знаем, что те же чувства – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус, которые есть у нас, - есть и у собачки, и у кошки и у шимпанзе. У некоторых животных есть вообще то, что нам и не снилось – например, эхолоты у дельфинов или летучих мышей, а врождённое чувство направления есть у перелётных птиц или нерестовых видов рыб. Однако, восприятие человека качественно иное: есть нечто поднимающее нас над животным миром. Ни собаке, ни кошке, ни шимпанзе не нужна потребность в отвлечённом мышлении, не нужен поиск смысла жизни и бескорыстная жажда истины. Да, человек – существо телесное, он – «прах земной». Но человек в равной мере существо духовное, существо способное иметь иной опыт, нежели опыт чувственный. Человек не только земля с «лопухами над могилой». Он родственен и другому измерению бытия, которое нельзя увидеть и это очень важный момент.
Однажды знаменитого хирурга сталинской поры, архиепископа Луку Войно-Ясенецкого спросили: «Ведь вы, доктор, наверное, резали мёртвые тела? Где в них душа?». И он ответил: «Да, я занимался препарированием мёртвого человеческого тела – без этого, к сожалению, нельзя спасать живых людей. И это правда - ни где в этих телах я не нашёл души. Но также нигде не нашёл я ни мысли, ни воли, ни ума».
9c0c2daa62ad5b82cf073c9cac33a332
Поясню на ещё одном примере. Тот, кто хочет ограничить мир только видимым, оказывается в странном положении наблюдателя, который, заманив в рентгеновский кабинет, скажем Бетховена или Микельанжело, говорит: «да ничего в нём нет такого! Посмотрите сами – позвоночник виден, череп тоже. Но где же его гениальность и где его чувства? Нет их!».
И дело тут не в качестве нашего или заграничного рентгена, нет. Требуется просто признать, что так устроена реальность: у неё два аспекта – зримый и незримый. Поэтому в нашем Символе Веры сказано: «Верую во Единого Бога Отца, Творца видимого всего и невидимого», т. е. другими словами – «я верю в Бога, сотворившего два аспекта бытия».
Видимое и невидимое
Видимое и невидимое связаны между собой очень своеобразно и парадоксально – между ними существует обратная связь. Например, тяжёлая болезнь тела может подавлять психику, а психика – жизнь духа. Многие психиатрические заболевания начинаются с алкоголизма. И правда, пьяный человек ненормален в нашем трезвом понимании. А всего-то: яд под названием алкоголь склеил красные кровяные тельца и закупорил мелкие сосуды головного мозга. В клетках возникает кислородное голодание и нарушается их электропроводимость. Мозг даёт искажённое представление о мире душе. Человек начинает действовать неадекватно.

И, напротив, дух может совершать удивительные вещи. Мы все читали о стойкости мучеников, о том, как пламень и оружие не вредили им. Вы говорите, что это благочестивые сказки и аллегории? Замечательно. А в случае, когда люди ходят по огню или замедляют удары своего сердца; в случае, когда йоги лежат часами без дыхания и это показывают по телевизору, значит верим… забавно получается. И грустно. Воистину – «оправдана премудрость чадами её», как говорит Библия.
1316921810_b322.mucheniya-sv.evpsihiya-i-kriskenta_www.nevsepic.com.ua
Всё это говорит, что в нашу невидимую часть – в дух – заложены громадные возможности и силы. Этот духовный дар, полученный человеком, является самым драгоценным и самым священным.
Далее. Можем ли мы представить свое небытие? Не то как тело наше лежит «хладно и недвижимо», а полное собственное уничтожение? – Нет, не можем. Это свидетельствует, что дух бессметрен. Этот дар бессмертный. И он требует к себе особенного отношения, потому что он в человека посеян, подобно семени. И из семени этого что-то должно вырасти.

Добро и зло

Как я уже говорил, человек – есть прах. Он – образ и подобие праха земного, то есть природы. Клетки цветка – такие же, как и наши: у них такая же структура, там есть ядро, протоплазма и всё остальное. Но чьим образом и подобием является духовная составляющая человека?
Для нас, христиан, человек в своём духовном измерении является образом и подобием Творца.
Хорошо. Но откуда тогда гадости берутся? Или Бог также источник зла в человеке? Или Бог одновременно и зол и добр, как пишется во многих восточных писаниях? Или Он настолько выше добра и зла, что добро и зло есть нечто выдуманное людьми, некая условная категория? Или может быть всё же добро – есть не зависящая от людей объективность?
Если, скажем, добро есть некая условность нашего воспитания, его ничего не стоит отбросить и каждому установить свои личные критерии, исходя из того, что добро – это то, что нравится мне, а зло – есть то, что мне не нравится. Как в анекдоте про дикаря, которому миссионер пытается втолковать, что такое хорошо и что такое плохо, а потом спрашивает: «Ну, если у тебя украли корову, это зло?». «Зло» - Бодро отвечает дикарь. «А если ты украл корову?» - «Это добро!!».
И дело тут даже не в том, что эгоизм (или эгоцентризм) свойственен человеку. Возникает другой вопрос: откуда он? Почему мы все сосредоточены на себе?
Во-первых, человек родом из детства. Его баюкают, кормят, одевают и потому он подсознательно думает, что так будет всегда. Это одна из причин и причина, кажется, самая малая.
Самое главное состоит во второй причине, и эту причину всех причин мы называем первородным грехом.

добры мы или злы?
249388786
Есть противоположная точка зрения. Французский философ 18 века Жан-Жак Руссо писал, что человек от природы добр, его просто испортила цивилизация. Надо просто быть ближе к природе, и человечество снова станет добрым и пушистым, не будет насилия, исчезнут болезни и снова наступит золотой век для всех живущих на этой «самой лучшей из всех планет». Подобную точку зрения разделял у нас Лев Толстой, до самой смерти носивший портрет француза на груди.
80313256_tolstoy
Но так ли это? Каждый из нас, кто хоть раз выезжал в деревню или на дачу знает, что там те же проблемы, как в городе: так же люди врут, развратничают и пьют. Откуда в человеке столько гадости? Откуда берутся Гитлеры, Берии и прочие цари-Ироды? Они же тоже были людьми. В кого же надо верить? Мы все видим, что зла в жизни не меньше, а то и больше, чем добра. И злых людей тоже предостаточно. Почему мы должны верить в доброе, а не в плохое?
Я охотно верю, что угрызения совести были у Ивана Грозного – он всё-таки вырос православным человеком в православной стране и понятие того, что проливать невинную кровь нельзя, впитал с молоком матери. Он убивал, каялся, потом снова убивал, испытывая при этом некие терзания. Но какие терзания могли быть, скажем, у Чекатилло? Для него Бога нет – он вырос атеистом, греха нет, а люди – лишь кратковременные существа, быдло, живущее для его, чекатиллы садистского наслаждения. Для него злом, как для того дикаря, было то, что мешало ему в исполнении чудовищных его планов, а всё остальное – было глупостью и чем-то совсем неважным в жизни.
Но всё-таки данные примеры – крайность.

Объективность добра и зла

Человеку свойственно знать, что хорошо, а что плохо. Это знание можно назвать врождённым. В любом народе, в любой человеческой общности вы найдёте сходные понятия о добре и зле – различаются только несущественные частности. По разному могли люди думать о том, скольких жён нужно иметь, одну или четырёх. Но всегда были согласны в том, что спать с каждым человеком, понравившимся нам, мы права не имеем. Человек, который не верит в добро и зло, может нарушить обещание, данное вам. Но если вы попробуете нарушить обещание, данное ему, то не успеете вы и слово вымолвить, как он воскликнет: «это нечестно!»
Нет, всё-таки добро и зло – категории объективные, не зависящие от нас. И следовать путём добра есть заповедь Творца. И именно потому, что это заповедь, мы чувствуем, что это не так легко даётся. Нам не дана заповедь, например, ходить на двух ногах – это для человека естественно. Но когда Евангелие говорит о том, что надо прощать – это уже заповедь: это значит, когда нам говорят гадости или делают их, надо предпринять над собой усилие, преодолеть раздражение и не вылить на ближнего своего ушат помоев в ответ. Это вам уже не ходить на двух ногах – сие встречает некое сопротивление в нас самих, это не так естественно.

Грехопадение, как болезнь человеческого рода. Древо Познания добра и зла

Но если заповеди даны Богом, то почему мы их нарушаем?
Православие даёт чёткий ответ: потому, что человек нарушил заповедь изначально. И нарушив её, заболел.
Я думаю, вы все помните историю первых людей, описанную в Библии. Чтобы освежить её в памяти во всех подробностях, я всё же приведу рассказ автора Бытия:
399
«Змей же был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог:«Не ешьте ни от какого дерева в раю»? И сказала жена змею: плоды с деревьев мы можем есть, только плодов с дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги…» (Быт. 3. 1-7).
Над историей этой достаточно глумились и смеялись, особенно в советское время. Но, глумясь, забыли про самое важное. Один святой писал: «То, что было тогда – делается в каждом из нас здесь и теперь».

Библия иконописно говорит нам о вечном. Человек стоит перед Богом, перед ним распахнуты все двери, ему дана природа самого рая, чтобы как говорит Бытие «возделывать и хранить её». Ему дана власть над животным миром – мы помним, что Адам давал животным имена, а это на иврите – изначальном языке Библии – означает получить власть над ними. Дать имя – значит вступить во владение предметом одушевленным или неодушевленным. Мы до сих пор даём клички нашим домашним питомцам и через кличку находим с ними взаимопонимание.
Итак, человеку дано всё. И есть только одно дерево в центре рая, которое запретно для человека – Древо Познания добра и зла. Бог сказал человеку: «В тот день, когда вкусишь от него – смертью умрёшь». Но как же так, спросят многие, ведь Адам и Ева жили ещё после изгнания из рам много сотен лет? Да, много сотен земных лет. Но День Седьмый Творения – он, по учению святых отцов, продолжается и сейчас. И мы, и Прародители – все живём в этот Седьмый День, эпоху падения человечества в грех. Для Бога «и тысяча лет – как один день» говорит пророк Исаия. Восьмым Днём Творения, как учит святая Церковь, будет День преображения мира в Новую Землю и Новое небо после Второго Пришествия Спасителя; День, когда в Творении не останется никакой испорченности и зла.
Но возвратимся к повествованию книги Бытия. Что плохого в познании добра и зла, ведь казалось бы, в этом и состоит нравственность? Но дело в том, что такое прочтение Библии поверхностное. Бытие и вообще Библию следует читать очень внимательно, сравнивая разные места. «Добро и зло» в данном контексте обозначают не теоретические нравственные понятия, а два полюса жизни: доброе и худое, полезное и вредное. Как у китайцев – инь и янь,
3
так еврейское тов вар-ра – добро и зло – означают: «всё на свете». Таким образом Древо даёт познание всего на свете.
А само познание (Древо познания добра и зла)?
Мы привыкли к тому, что в школе нам дают знания. Знания теоретические. Но Ветхий, да и Новый Завет не знают идеи познания в этом отвлечённом смысле. Для библейского мышления «познать» - значит овладеть на практике, слиться, ощутить всеми фибрами души. «И познал Адам Еву, жену свою» - этот глагол употребляется для обозначения интимного соединения мужчины и женщины.
Итак, всем известный рассказ о грехопадении постепенно проявляется, как фотоснимок: прародители не просто съели какое-то яблоко, от которого подцепили вирус греха. Они покусились на Древо Познания, т. е. овладения на практике всей полнотой мира. Адам и Ева решили властвовать над миром без Бога.
Подходит Ева к этому дереву, и змей – олицетворение всего низменного и коварного, спрашивает её: «Неужели Бог вам запретил вкушать от всех деревьев (такая провокация)?». «Нет, - отвечает Ева, - всё наше, кроме вот этого Древа». – «А почему вам запрещено есть от этого Древа?» - «Потому, что Бог сказал, что мы умрём, если от него вкусим». – «Нет! – восклицает змей, - не умрёте! Наоборот, будете как боги, властвующие над добром и злом!» (т. е. вы станете соперниками Бога, будете сами богами, а вовсе не умрёте).
И этого было достаточно, чтобы наша праматерь Ева взяла плод, посмотрела на него, и он показался ей вожделенным, и она вкусила, а затем Адам. «Будете как боги, ведающие добро и зло».
Вечная эта история повторяется в каждом из нас, дорогие братья и сестры. Сколько раз Запретный Плод нам казался сладким? Сколько раз мы сами, а не наши праматерь Ева и праотец Адам, протягивали руку и откусывали от этого плода? Сколько раз мы с вами противопоставляли свою волю воле Творца, создавали свои нормы, в том числе и нравственные? – Не счесть наших грехопадений, Господи! Прости нас грешных!
Вот почему не прав был Жан-Жак Руссо, говоривший, что человек по природе своей добр. Нет, человек болен грехом, как генетической болезнью. И эта болезнь ведёт каждого к смерти. В человеке противоборствуют добро и зло, и, как говорил Фёдор Достоевский: «дьявол с Богом борется в сердцах людей». Человек теряет Бога в тот момент, когда противопоставляет свою волю – Его воле.

Что же происходит после вкушения Плода Познания или Овладения добром и злом? – Это тоже нам очень знакомо. «И открылись глаза их, - говорит книга Бытия, - и узнали они, что наги». Бытописатель опять использует глагол «узнать» - изведать на практике. И что же они изведали на практике? А пришло к ним сиротливое чувство опустошённости, стыда за совершённое, отвращения к себе и ощущение полного собственного бессилия – всё то, что и мы с вами испытываем после совершения нами плохих поступков. Хотели быть богами, властелинами, а оказались голыми королями – вот и вся божественность. Вот итог каждого грехопадения.

Святой апостол Павел говорит: «Как все мы согрешили в одном Адаме, так и воскреснуть должны в новом Адаме» - в Господе нашем Иисусе Христе. Поэтому в центре человеческих исканий, в центре человеческого желания «быть без греха», как на перекрёстке всего бытия, стоит Крест.
крест
Но почему именно Крест? Что должно было произойти?

Вечность нам не доступна. Я часто вспоминаю книгу пророка Исайи.
img6_1202378842
Бог через пророка говорит страшные слова: «Как небо далеко от земли, так Мои мысли далеки от ваших мыслей. Я – Бог, а не человек»(сравни: Исаия 55, 8-13). Бог безмерно превосходит всё то, что человек может помыслить. Кроме того, что Он открывает о Себе, человек ничего самостоятельно постичь не может. И поэтому, что бы вступить с нами – образом Его и подобием, искажённым болезнью греховности – в контакт, Он должен умалиться, стать Человеком. «Он Сам Себя умалил, приняв образ служителя, раба» - вот как нам сказано о Боге, Который явился нам во Христе. Между Богом и человеком – расстояние гораздо большее, чем между Млечным Путём и муравьём. Но для того, что бы муравей понял, что ему хотят сказать звёзды, Млечный Путь должен сам стать маленьким-маленьким, он должен стать муравьём. И для того, что бы человек понял Бога, Бог становится Человеком.
Безымянный
Явление Христа – это не явление новой морали или новой философии, а это есть Откровение. Откровение Вечности в той форме и полноте, которые доступны для ограниченности человеческой. От Креста Христова есть только два пути: или со Христом или, против Него. Церковь, созданная Господом, повторяет нам Его слова: «Иди за Мною! Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (т. е. своей «самости» и греховности), возьми свой крест (т. е. своё служение), и следуй за Мной!». У нас, православных христиан, есть Его обетование: «Я с вами до скончания века». Конечно, можно идти против Него. Но это движение есть возврат и повторение греха Адама, который хотел быть как Бог, а оказался только нагим и бессильным.
Поэтому, когда мы слышим перед службой церковные колокола, для нас, православных христиан, это призыв. Не пессимизм, как у Хеменгуэя, задающего вопрос - «по ком звонит колокол», и отвечающий на него: «колокол звонит и по тебе». Для нас это радость встречи с Вечным, со Христом, и полнота общения с Ним в Его Церкви. «Почему звонит колокол?» - спрашиваем мы. И Господь нам отвечает: возлюбленные! Колокол призывает вас в светлую полноту жизни со Мною и во Мне. Колокол призывает вас в Мою Пасху и Жизнь Вечную!
Дай нам, Господи, найти Тебя на нашем жизненном пути! Аминь.

Итак, братья и сестры, подведём итог нашей сегодняшней беседы.
Первое. Человек существо двуплановое, он одновременно и материален и духовен. Живёт он в мире, сотворённом Богом, в мире также двухсоставном – среди видимого (материя) и невидимого (область духа).
Второе. Добро и зло существуют объективно, т.е. независимо от того признаёт это человек или нет.
Третье. Человек – образ и подобие Творца, но образ и подобие искажённое из-за падения прародителей. Поэтому человек грешен.
Четвёртое. Для того, чтобы человек понял любовь Божию, волю и попечение о нём, Бог должен был умалиться, т. е. стать Человеком во всём подобным нам, кроме греха. Это и произошло в Откровении явления Христа Спасителя.

Tags: Истинная вера, апологетика христианства, защита Православия, катехизация
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments