iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Categories:

Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством

Оригинал взят у vasily_sergeev в post

Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством (к вопросу о веротерпимости).

Автор: Пругавин А.С.
Название: Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. (К вопросу о веротерпимости).
Издательство: Издание "Посредника" для интеллигентных читателей, Типо-литография Т-ва И.Н. Кушнерев и К° (Москва)
Год: 1905
Количество страниц: 132
Язык: русский дореформенный
Формат: PDF
Размер: 2,33 MB
Скачивать здесь

Статьи А.С. Пругавина, вошедшие в настоящую брошюру, освещают вопрос о монастырских тюрьмах и судьбе некоторых монастырских узников. Монастырские тюрьмы — это, по словам автора, «печальные и мрачные аномалии, уцелевшие от далеких, давно прошедших веков религиозных гонений и нетерпимости». Такие тюрьмы с давних пор существовали при некоторых российских монастырях.Особенно широкой известностью пользовалась тюрьма Соловецкого монастыря, куда ссылались не только религиозные, но и государственные преступники, которые по терминологии той эпохи назывались «ворами и бунтовщиками». Ссылка в Соловецкий монастырь широко практиковалась уже при Иване Грозном, а в течение XVII, XVIII и первой половины XIX столетия Соловецкая тюрьма нередко была переполнена заключенными. Во второй половине XVIII столетия возникает новая тюрьма — в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале. К удивлению автора, в России такой вид наказания, как монастырское заточение, был популярен и во второй половине XIX в. В тюрьмы попадали в том числе за взгляды, несогласные с теми, которые господствовали в духовенстве (как пример Пругавин приводит священника, который осуждал излишнее подчинение Церкви светской власти, отвергал авторитет Синода, признавал необходимость созыва вселенского собора). Среди заключенных были как мужчины, так и женщины; довольно много было сектантов.
В книге кратко освещается история монастырских тюрем, говорится об условиях содержания там узников, рассказывается о некоторых арестантах, приводятся цифры о количестве узников и их составе из архивных документов. Интерес представляют выдержки из инструкций разного времени по обращению с арестантами. Особенно подробно рассказывается о Соловецкой тюрьме и ее узниках (Соловецкая тюрьма незадолго до выхода книги была закрыта). Последняя глава посвящена монастырским заточениям второй половины XIX столетия.Об авторе:
Пругавин Александр Степанович (1850 - 1920), русский исследователь старообрядчества и сектантства, публицист, революционер-народник.
С 1877 изучал старообрядчество. Две попытки Пругавина собрать свои статьи по расколу в отдельное издание окончились неудачей. Книги: "Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства" (Санкт-Петербург, 1882) уничтожена по постановлению комитета министров; "Отщепенцы. Староверы и нововеры. Очерки из области религиозно-бытовых движений русского народа" (Санкт-Петербург, 1884) уничтожена по требованию духовной цензуры. В своих трудах о расколе Пругавин ратовал за безусловную веротерпимость и полную равноправность раскольников.
Не имея возможности продолжать далее исследований сектантства, Пругавин обратился в 1888 году к изучению грамотности в нашем простом народе и по этому вопросу отдельно издал ряд книг.

Пругавин А.С. - О необходимости и способах всестороннего изучения русского сектантства, 1880
Пругавин А.С. - Раскол внизу и раскол вверху. Очерки современного сектантства, 1882
Пругавин А.С. - Московский иллюстрированный календарь-альманах на 1887 г. Пругавина А.С., 1887
Пругавин А.С. - Программа для собирания сведений о том, что читает народ и как он относится к школе и книге, 1891
Пругавин А.С. - Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания, 1895
Пругавин А.С. - Законы и справочные сведения по начальному народному образованию, 1898
Пругавин А.С. - Раскол вверху. Очерки религиозных исканий в привилегированной среде, 1909

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments