iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Как часто «надо» причащаться? Протоиерей Михаил Любощинский

Оригинал взят у raskolnet в Как часто «надо» причащаться? Протоиерей Михаил Любощинский

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net





В последнее время участились публикации на тему «о частоте причащения».



Говорить о том, как часто «надо» причащаться, в принципе, неправильно. Дело в том, что «частота» причащения только поверхностный, внешний «индикатор» духовного состояния человека, и конкретных условий его внешней «ситуации»: то, как часто причащается каждый человек зависит от его желания и от обстоятельств, просто возможности приступить к Причастию (можно ли прийти в Храм, или, если человек прикован болезнью к постели, может ли, и как часто, приехать священник).



Если человек не хочет, то, услышав, что «надо чаще», разве он захочет? А услышав «нельзя часто», он захочет ещё меньше!



Если человек хочет и не может, «надо чаще» ему ни чем не поможет, а «нельзя часто» повредит, т. к. может ослабить стремление к Причастию.



Если человек хочет и может, т. е., причащается по своему желанию и возможностям, то оба утверждения могут повредить, т. к. могут переключить его внимание с истинно духовных вопросов внутренней жизни, на внешний, поверхностный, формальный «индикатор», он может действительно начать чаще или реже причащаться, но формально, что чрезвычайно опасно.



Надо причащаться со смыслом и по обстоятельствам. Иногда, обстоятельства надо преодолевать, когда они, действительно, мешают, а иногда, обстоятельствам надо смиренно подчиняться, и, тогда, они, в действительности, помогают.



Пример: у Вас дома пожилой больной человек, и Вы не можете часто посещать Церковь. Если Вы, формально следуя призыву частого причастия, будете, в ущерб окружающим, не пропускать ни одной службы, то не думаю, что будет духовная польза. Если же Вы, смирившись перед обстоятельствами, будете плакать внутренними слезами от огорчения, что по своей недостойности в очередной раз лишились Святого Причастия, то результат будет огромен.



Опасность совета «частого причащения» в том, что достаточно много людей, которые могут его принять формально, и начать слепо следовать в ущерб своей духовной жизни, думая о «частоте», а не о своём духовном состоянии: «Вот, я пропущу Причастие, а сказано, что надо чаще...». Или: «Раз я часто причащаюсь, то я - уже праведник!».



Важна не «частота», а степень, сила желания Причастия.



Вот что говорит Батюшка Иоанн Кронштадтский: «Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам - о Теле и Крови Христовой, и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться» [1].



Таким образом, правильно говорить именно о степени желания, стремлении к Святому Причастию. Частота - только следствие желания. По частоте можно лишь косвенно, поверхностно судить о желании. Таким образом, о частоте вообще не стоит говорить.



От чего зависит, чем определяется, степень желания приступить к этому величайшему Таинству - Святому Причастию, к истинным Телу и Крови Сына Божия, Богочеловека Иисуса Христа - вот о чём только имеет смысл думать и говорить!



Если кто-то редко причащается, как ему помочь прежде всего ВОЗЖЕЛАТЬ Причастия. Помочь понять, ощутить, что даёт это удивительное Таинство для борьбы со злом в себе.



Поясню примером: Как часто причащаться детям?



Младенцев, безусловно, надо причащать на каждой Литургии.



А вот потом - сложнее. Многие родители продолжают формально часто причащать детей (иногда даже с элементом «насилия», заставляя детей) и чувствуют себя очень успокоено: мы делаем всё что необходимо, ведь Причастие - это главное! Увы, ложное успокоение: главное не сам «факт», а ЖЕЛАНИЕ Причастия. А желание может быть результатом только духовной жизни всей семьи (бывают и исключительные случаи, но, увы, на это лучше не рассчитывать!).



Как объяснить детям смысл Причастия?



Надо говорить с детьми о том, что Бог есть Любовь. О любви Бога к людям. О том, что без помощи Бога мы ничего не можем делать. О том, что любить нам мешает внутреннее зло и бороться с ним можно только с Божьей помощью. О том, что Сын Божий для того и пришёл в мир и стал Богочеловеком Иисусом Христом, чтобы помочь нам в этой борьбе. О том, что Иисус Христос установил Таинства Покаяния и Причастия. В Таинстве Покаяния Господь освобождает нас от раскаянного внутреннего зла, а в Таинстве Причащения мы причащаемся Любви Божией, принимаем в себя Бога. Причастие - это Любовь Божия, Сам Бог. В Причастии мы принимаем в себя Частицу Бога, соединяемся с Самим Богом!



Формальное причащение повзрослевших детей, ещё не начавших жить духовной жизнью, т. е., не начавших свою внутреннюю борьбу со злом, часто приводит к потере благоговения, потере чувства святыни, страха Божьего. Частое - тем более. Тут нужна «золотая середина»: немножко «подталкивать», но опосредованно: беседами на духовные темы, чтением духовной литературы, тем, что сами родители готовятся и причащаются. Если ребёнок плохо себя вёл, в некоторых случаях, его даже необходимо лишать Причастия, объясняя ему, что грех делает человека недостойным Причастия, что страшно приступать к этому великому Таинству без епитимьи... С детьми необходимо с раннего возраста говорить о любви, добре, грехе, зле. Показывать им на примерах из книг и жизни, что грех и зло приводят к страданию, прежде всего, самого грешника и злого. Учить их видеть любовь в других людях и зло в себе, учить их бороться со злом в себе, объяснять, что «злой» человек - это тот, кто не борется со злом в себе, не видит его, именно поэтому он и злой! Говорить о том, что внутреннее зло, которое есть в каждом, если с ним не бороться, даже внешне изменяет человека, уродует его; о том, что вообще болезни, и даже сама смерть есть результат греха. Помогать им почувствовать, что от неправильных, злых мыслей происходят плохие действия, и становится плохо на душе. Учить их слышать тихий голос своей совести. Объяснять им, что побороть зло в себе, можно только с Божьей помощью, а помогает Бог в Таинствах Покаяния и Причастия. Помогать детям почувствовать необходимость исповеди. (Частота исповеди очень многое говорит о духовном состоянии человека. Просто чаще исповедоваться без действительного внутреннего усилия, желания, освободиться от греха - тоже мало что даёт душе!). Учить детей хранить Благодать Причастия: после Литургии не кричать и, как абсолютно правильно говорят, не «беситься», а занимать детей какими-то интересными делами: рукоделием, чтением и т. п.



Всё это, безусловно, применимо и к взрослым.



Вообще, процесс воцерковления человека - и маленького и взрослого - очень сложен, и требует постоянного участия священника.



Протоиерей Михаил Любощинский, настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы в г. Гамильтон, Канада



Примечание:



[1] Св. Иоанн Кронштадтский, «Моя жизнь во Христе», запись 447,



http://ni-ka.com.ua/index.php?Lev=mylivdaya/



http://ruskline.ru/analitika/2013/10/26/kak_chasto_nado_prichawatsya/


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments