iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

О «православном сталинизме» и не только

Оригинал взят у raskolnet в О «православном сталинизме» и не только

Сайт Ассоциации Православных Экспертов

www.raskol.net



 Круглый стол в рамках международной мартирологической конференции







Москва, 28 октября, Благовест-инфо. Почему возможен «православный сталинизм» и что необходимо сделать Церкви и обществу для осмысления «проблемного» прошлого? Этот вопрос, наряду с вопросами сохранения памяти жертв политических репрессий ХХ в., обсуждался 25 октября на заседании круглого стола, который прошел в рамках международной  конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий».



То, что сам термин «православный сталинизм» появился сейчас, в ХХI веке – это «позор и стыд», считает православный публицист, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии» Сергей Чапнин. По его словам, необходим честный анализ «неразвитости нравственной оценки истории в современной Церкви». Можно спорить о том, в чем причина «превратного понимания исторической памяти». По мнению С. Чапнина, это во многом связано с отсутствием живых традиций, поскольку в качестве таковых сейчас по большей части воспринимаются традиции советские, которые «парарелигиозны по своей природе». В качестве свежего примера он упомянул о «патриотическом шоу» «Сталинград», во время которого байкеры, заявляющие о себе как о православных, в присутствии главы государства и множества людей цитировали со сцены Сталина, что было встречено аплодисментами.



Как преодолеть «православный сталинизм»? «Быть внутренне честными или хотя бы учиться быть честными, не бояться говорить и не участвовать в продолжении советской традиции»,-- ответил С. Чапнин. Он полагает, что назрела необходимость создания «своего рода «Катехизиса по церковной истории ХХ в.». «Ситуация забвения, короткой исторической памяти этого требует», -- сказал он.



Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (РПЦЗ), перед тем, как высказаться, попросил не воспринимать его как «иностранного учителя». Он выразил удивление, что по отношению к кровавым событиям ХХ в. в России принято употреблять иностранное слово «репрессии», что, по мнению иерарха, носит чуть ли не «умилительный» оттенок. Он считает, что необходимо называть вещи своими именами: русское слово «гонения» отражает то, «что было на самом деле, но об этом почти никто не говорит ни в обществе, ни в Церкви».



Архиепископ уверен, что рассказ о гонениях ХХ в. в СССР нужно включить в школьную программу. Но прежде необходимо дать четкую оценку этого исторического явления. «Если не будет воспитано сознание того, что это было и что это надо осуждать, то ничего здорового на этом не может вырасти», – сказал представитель РПЦЗ.



Священник Максим Плякин считает, что опасно «замыкаться только на Сталине», данное «уродливое явление» гораздо шире. В свое время о. Максим подробно изучил огромный корпус современных квазилитургических текстов, воспевающих не только «святого благоверного Иосифа великого, стального императора всероссийского», но и «святого благоверного царя-мученика Иоанна Грозного» и даже «благоверного и богодарованного вождя народа Германского Атаульфа» Гитлера. «Нам надо давать ответ не идее почитания Сталина как человека, а идее гипертрофированного монархизма в целом, когда жажда сильного императора (без разницы, какой он будет – гонитель ли, организатор концлагерей) заслоняет Христа», – уверен священник из Саратова.



На круглом столе говорили также о том, как увековечить память жертв массовых репрессий в ХХ в. Протоиерей Кирилл Каледа, настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, поставил сложный вопрос, на который пока трудно дать ответ: «В бутовских рвах лежат не только святые. Вместе сними – их гонители, преступники. Люди, пострадавшие в массовых репрессиях, принадлежали не только к враждующим лагерям, ведь и внутри Церкви в это время происходило множество брожений. Мы должны осознать, как к этому относиться. Необходимо искать формы сохранения памяти, в том числе – церковными путями, в литургической и богословской практике. Это новая проблема, она никогда так в Церкви не вставала, и она далека от разрешения».



Игорь Гарькавый, руководитель Мемориального центра «Бутовский полигон», обратился к роли государства в создании мемориалов на местах массовых казней. Собственно говоря, государство не просто устранилось от решения этих вопросов, но, более того, законодательно запрещено государственное финансирование создания и поддержания таких мест. Те же, что сейчас существуют – Бутово, Соловки, Ганина Яма, Алапаевские шахты – созданы под покровительством Русской Православной Церкви. Если же государство возьмется-таки создавать мемориалы в рамках Федеральной целевой программы, которая пока «провисает», необходимо хотя бы поставить вопрос о том, чтобы мнение РПЦ учитывалось в каждом случае, чтобы избежать «манипуляций с сакральными символами».



Участники конференции – священнослужители из разных епархий и музейщики рассказали о том, как в регионах чтят память жертв массовых репрессий: это выставки, установка крестов в мемориальных местах, а также мемориальных досок на храмах, где служили убиенные священники, издание книг (на конференции был представлен первый том «Воспоминаний соловецких узников»), создание интернет-баз данных о жертвах гонений. Священник Троицкого храма в с. Горетово (Можаский р-н) о. Илия Шапиро рассказал о переговорах с местной администрацией о том, чтобы переименовать главную улицу поселения Советскую в улицу Михаила Маркова – священномученика, служившего в этой церкви.



«Нередко история ХХ в. в России представляется только в мрачных тонах. Но это эпоха героического стояния за веру, и именно так она войдет в историю», -- завершил круглый стол о. Кирилл Каледа.



Юлия Зайцева



http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=54833


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments