iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Спасительница земли Русской, или уроки «смутного времени»

Оригинал взят у napravdestoy в Спасительница земли Русской, или уроки «смутного времени»
Казанская икона – один из самых почитаемых на Руси образов Пресвятой Богородицы.
А церковный праздник в честь этой 1383404541_smutnoe_vremya_saratovиконы, ее помощи народу русскому, установленный осенью - 4 ноября
, - всегда, еще задолго до объявления его государственным днем, был не просто православным праздником, но общенациональным торжеством.
Иконы была явлена в Казани в 1579 году отроковице Матроне, а само это событие - обретения иконы - описал святитель Гермоген, впоследствии священномученик, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. На месте явления иконы по велению Царя Ивана IV Грозного был основан Казанский женский монастырь. В 1595 году - установлен праздник ее явления - 8/21 июля.
Второе прославление иконы, ставшее основанием для праздника 4 ноября, связано с трагическим для Руси периодом «Смутного времени».
В 1605 году умирает Борис Годунов; московские воеводы-предатели убивают его сына Федора, и в столицу въезжает латинский прихвостень Лжедмитрий I. Через год его убивают. Царем избран Василий Шуйский (1606–1610), но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II; войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты-католики осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую лавру) под Москвой и вскоре входят в столицу. По дотла разоренному царству бродят ватаги разбойников и мародеров. В 1610 г. Шуйский свергнут; изменники-бояре избирают польского, опять же католического, королевича Владислава на Московское царство. Православная Русь на краю гибели. Но святая Церковь вновь спасает Россию.
Троице-Сергиев монастырь не был взят, и позднее его келарь Авраамий Палицын, участник того страшного времени, высказал свой взгляд на причины смуты. Они кроются в грехах русских людей пред Богом. Главный же грех – это «всего мира безумное молчание»: подавление общественной инициативы, обернувшееся губительным для страны социальным эгоизмом. В решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее» русское общество не смогло достойно перенести испытание и распалось на противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге безначальная Русская земля «побрела розно». В этом и заключалась суть наказания Божьего: «и сего ради попусти ны (нам) в самовластии быти».
Поэтому Церковь прежде всего зовет к покаянию. В 1610 году находящийся в заточении Патриарх Гермоген призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлёт в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабёж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, <…> везде говорите моим именем».
Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с Казанской иконы и передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмёт ополчение под Своё покровительство. Перед Ее образом совершались молебны. Наши предки поняли, что все беды обрушились на страну за народные грехи, и стали готовиться к битве постом, молитвой и покаянием. После этого воинство двинулось на штурм оккупированной Москвы.

1383404454_23976
В ночь на 22 октября (по старому стилю, 4-е ноября по новому, гражданскому календарю) 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие разлетелось по войскам, и, подкрепляемые силой Свыше, русские воины в этот же день штурмом взяли Китай-город (прилегающий к Кремлю район Москвы), а через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулировал. Смута была побеждена. В 1613 году избрали законного царя – Михаила Романова, сына будущего патриарха Филарета (1619–1633), и Россия стала возрождаться. Поэтому именно в переломный для судьбы страны день 22 октября / 4 ноября стали совершать особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это был лишь московский праздник, а с 1649 года он справедливо стал всероссийским.
Но где же тот первый чудесно явленный образ? Известно, что наиболее почитаемые списки (копии) чудотворной иконы издавна хранились в Казанских соборах Москвы и Санкт-Петербурга. При этом каждый собор ревниво утверждал, что хранит именно ту первую, обретенную в Казани, чудотворную икону!  Еще один чудотворный список иконы пребывал в Успенском соборе Казанского женского монастыря, но 29 июня 1904 г. был похищен святотатцами и бесследно исчез. Отметим, что это все произошло незадолго до революции – новой смуты в нашем Отечестве.

Так что ни «оригинал» и ни один из древнейших списков времени прославления Казанской иконы в конце XVI столетия нам пока вновь не явлен. Возможно, это произойдет с окончательным прекращением смуты в нашем многострадальном Отечестве, и день празднования Казанской иконе действительно станет Днем народного единства и примирения? Будем молиться, терпеливым трудом и духовной работой над собой приближая это время.

Подготовил Александр Павлов

rusfront.ru/6394-spasitelnica-zemli-russkoy-ili-uroki-smutnogo-vremeni.html

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments