iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

25 лет свободы. Мнение

Оригинал взят у aleksy_n в 25 лет свободы
Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень".
Иеремия

«Прошедшие 25 лет свободы веры показали, что на уровне внешнего обращения в России не произошло покаяния и обращения к Богу по существу. И прежде всего в самой церковной среде!»пишет о. Филипп.



С ним трудно не согласиться. Но что ещё можно увидеть, оглядываясь в прошлое, и всматриваясь в сегодняшнее, в каком уже как-то намечено и будущее? Не возьмусь не только пророчествовать, но даже и анализировать. Разве что самую малость да на коленке :-).

Давайте попробуем ответить всего на три классических вопроса: откуда топаем, где находимся, и чего ждать впереди.


1. Откуда топаем

25 лет назад ни церковь, ни общество не понимали, что произошло. Партийные структуры быстро теряли власть. Из под их контроля вываливались страны, финансы, люди. Сознание общества успевало фиксировать только самое очевидное: небывалую свободу, небывалый хаос, и саму госпожу Историю. Не часто видишь, как она в таких масштабах творит прямо здесь и теперь.

На самодельном дельтаплане общество полетело с обрыва в новые небеса. Оно было сытым и образованным, неплохо отъевшись и выучившись в 70-е и 80-е. Но было и наивным, новая жизнь была для него лишь мечта. И когда грянул гром, мужик перекрестился. Идентичность была потеряна. Философский базис, дававший основания к пониманию меняющегося мира выбит. Даже просто защитить от чудного нового мира исчезнувшее правительство уже не могло.

Религиозное, идеологическое и нравственное пространство оказалось хотя и открытым, но не дающим опоры, незаполненным, пустым. Не удивительно, что церковь с её вековыми устоями, этическими традициями и словом о Распятом из Назарета завоевывала авторитет и неплохо смотрелась среди религиозно-коммерческих движений и чудаков-полумессий, создавая к тому же надежду на сохранение государственности на фоне поверженных старых богов.

Жажда чуда, да вера в незашлифованного тогда ещё семинариями неведомого Бога — манила миллионы растерявшихся да заблудившихся. Всё было почти как в первом веке. Ещё вчера неверующая Россия вдруг оказалась, ещё как верующей! И Россия кинулась к купелям.

Что это была за вера, уже другой вопрос.


2. Где находимся

За 25 лет многое поменялось. Из идеи фактом уже обыденной жизни стала глобализация. Христианство перестало быть опорой культуры в Европе. Карта мира переформатировалась. Люди в рясах из ангелов или диковинных зверушек стали головами в телетрансляциях и никами в ЖЖ. Церковные чиновники погрязли в скандалах. В небесах появились дроны, а в карманах видеотелефоны. Записки на молебне стали читаться с гаджета. Появились сетевая дружба, твиттерная революция, и виртуальный приход.

Но русской церкви так и не удалось пока найти своё место в дне сегодняшнем и догнать время. И несмотря на то, что Алексий Второй, впрочем более лицом, чем делом показывал, что в церкви есть достоинство. И несмотря на то, что Кирилл Первый уже более делом, чем лицом доказывал, что в патриархии есть люди грамотные, современные, и не боящиеся новых технологий. Способные не только благословлять да поститься, но и заниматься бизнесом да красиво жить.

Церковная жизнь полна неустроенности. Немногие силы, что имеются, расходуются на суетное. То церковь закрывает собой дыры в политике, то демонстрирует обществу никуда не ушедшую из него советскость. То молится о пострадавших от бездельников чиновников, собирая пожертвования или к кресту Андрея, или ризе Богоматери, то провоцирует часть общества на зависть или ненависть. То учит о стяжании св. духа через слово Серафима, то зарабатывает на землице от Матроны. То прославляет Николая с Александрой,то из календарей вычеркивает уже записанных святых.


3. И что же будет

Аналитики и идеологи признают, что идёт смена всей политической и хозяйственной модели жизнеустройста в мире. Новый порядок в точности ещё никому не известен. Но пока всё идёт так, что классическое христианство в новом мироустройстве не просматривается как опорная конструкция, а только как факультатив. Его пока ещё серьёзно не прессуют, но и к разделу пирога уже не приглашают. Пока за общим столом для него место накрыто. Но не во главе стола, а только среди многих других гостей.

Рим круто разворачивает свой корабль, чтобы уловить нужный ветер в этом быстро меняющемся климате, вызывая со скамейки запасных элиту, иезуитов. Протестанты, как прежде ещё более либерализуются. Не будучи способны сопротивляться постгуманизму и постхристианству, они пробуют с ними справиться через усвоение и освящение последнего.

Православные также используют самые проверенные временем стратегии. С одной стороны, свою древнейшую опору — политику и государство. С другой, сверхлиберальные и архиязыческие формулы. Из первых, рокеров, игрища и шоу (ссылка). Из вторых либерализацию обряда (уход от ЦСЯ и прочее). А также работу с молодежью (лагеря, правмиры, скауты, православный комсомол). Но даже при таких раскладах мир не обещает быть благосклонным к церкви. И всё бы ничего, но скажем правду: если не считать двух-трех седых аскетов, что суровы, церковь — полюбила этот мир.


И вместо заключения

В ноябре, как пишут, в Риме встретятся Франциск и Путин, неделей раньше будет там митрополит Иларион. Повестка в СМИ не сообщается. Но можно думать, что Ватикан представляет теперь уже не столько интересы Европы, сколько свои, а также нового транснационального правления. Если так, то встреча может быть и любопытной.

Но пожелав Риму и Москве успехов в диалоге, вернемся к главному, к тому, с чего и начали: за четверть века и при свободе Россия не вернулась к Богу. Не потому же ли, почему и не произошло обращения к Богу в большей части русской церкви? Пожалуй, что по этому.

Но почему же, в ней самой такого не случилось? Возможно, людям просто хочется другого, обычного, что в мире. Впрочем, как и большей части церкви. Но можно думать есть ещё одна причина. О Боге многим просто … не известно. Не явила церковь людям Бога. Не исполнила того, что у Матфея в 5:16.

***

Мне кажется, что люди церкви могут говорить о Небе. Те, кто его знает, тем, кто хочет слышать. Не прочитать из книг, они итак доступны, а показать Его красоту через своих людей, через правдивость слова. Не высушивая слово старыми книгами. Но так, чтобы и в старых, и в новых звучало одно и тоже удивительное, достойное, вечное.

Мне кажется, что Россия, пришедшая 25 лет назад с верой в чудо. Не увидела Чуда. И потому отчасти и разуверилась, отчасти и не обратилась. Не зная Бога, часть церкви подменила собой Бога. Выдала себя за Бога. Вместо Его тайны, стала говорить о своей тайне. Вместо Его слова, стала говорить своё слово. Вместо того, чтобы показать Его жизнь, стала показывать, и всё ещё показывает свою жизнь.

У таких людей нет покаяния. Они сами не делают того, к чему призывают. Выдают своё, но показывают его как чужое. С такими людьми не нужно искать религиозного общения, какого бы они не имели высокого церковного звания или священного сана. Они сначала сами должны стать христианами, те из них, какие и правда этого захотят.

Сами узнать Его Красоту, и Его Правду. И только после этого их можно слушать. Им будет что рассказывать. Потому что они смогут свидетельствовать уже не ложно о той Жизни, что была от Начала.

Хотя о чем я? Сказано уже всё древними:

Не надейтесь на обманчивые слова: "здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень".

Но если совсем исправите пути ваши и деяния ваши, если будете верно производить суд между человеком и соперником его, не будете притеснять иноземца, сироты и вдовы, и проливать невинной крови на месте сем, и не пойдете во след иных богов на беду себе, — то Я оставлю вас жить на месте сем…
— Иеремия, глава 7-я.

Как написано, прошло всего-то с 2600 лет.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments