iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

Императивы Святейшего Патриарха Кирилла. Таинство Крещения и катехизация

Оригинал взят у kirillfrolov в Императивы Святейшего Патриарха Кирилла. Таинство Крещения и катехизация
Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г.Москвы:

Как видно из поступивших к епархиальному собранию предложений важным нововведением для приходов города Москвы стало подписание мною распоряжения об исполнении решения, принятого Священным Синодом в декабре 2011 года, относительно прохождения не менее двух огласительных бесед людьми, готовящимися к принятию Крещения, а также теми, кто приходят крестить своих детей или готовятся стать восприемниками.
Отклики показывают не только своевременность этого распоряжения, но также и то, что введение практики катехизических бесед встречает препятствия. Так, председатель комиссии по приему посетителей в Московской Патриархии протоиерей Александр Туриков пишет: «По мнению многих священнослужителей, за прошедший год значительно уменьшилось количество крестин и венчаний на приходах в связи с требованиями обязательной катехизации перед совершением таинств. Очевидно, это усугубляется тем, что одни приходы это требуют, а другие игнорируют требования священноначалия. Думаю, что этого не происходило бы, если бы все приходы одинаково выполняли указания руководства Московской Патриархии и приходящие в любой храм знали, что это общая практика и требования. А люди “бегают” из одного прихода в другой, чтобы совершить таинство крещения, бегают от желания узнать что-либо о вере, своих правах и обязанностях, о христианских нормах благочестия». Наблюдение отца Александра подтверждает благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий (Шишигин): «Не все приходы с одинаковым тщанием развивают это дело. Появляются люди, ищущие “лазейки”, пытающиеся найти тот приход, где справка о катехизации – скорее формальность, а не свидетельство о реальных беседах. Убедившись, что в данном храме отношение к катехизации серьезное, они сразу исчезают и, самое страшное, в соседнем приходе находят для себя “благоприятный” режим Крещения без обременительных бесед со священником».
Между тем член епархиального совета протоиерей Владимир Головков, в храме которого беседы перед Таинствами Крещения и Венчания были введены в январе 2011 года, то есть еще до решения Священного Синода, свидетельствует: «Положительный результат на лицо, люди получают знания о Боге, Церкви, Таинствах и Литургии, с интересом слушают, задают актуальные вопросы, лично общаются со священником, сознательно подходят к Таинствам». О том же пишет благочинный Донского округа протоиерей Александр Фарковец: «Как правило, богословский уровень приходящих к Таинству Крещения очень низкий – будущие восприемники и сами родители крещаемых не имеют даже начальных христианских представлений и введение цикла огласительных бесед перед крещением очень своевременно и необходимо!» На недостаточное осознание значения Таинства Крещения теми, кто приносят к нему своих детей, указывает управляющий Северным викариатством архиепископ Егорьевский Марк: «Люди не изъявляют желания ознакомиться с учением Церкви о таинствах, считая, что совершение Крещения есть тот акт, который автоматически делает человека христианином. Пугает не столько уверенность в автоматизме таинства, сколько само формальное отношение к Церкви. Суеверия, проявляющиеся у людей, сопряжены с полуязыческими поверьями: что креститься нужно для того, чтобы не болеть, что это есть общая традиция, что это магический амулет, который сбережет крещаемого от всех бед». Все эти факты с очевидностью показывают необходимость тщательной катехизической работы.
Напомню, что минимальные требования, предусмотренные решением Священного Синода, включают в себя:

  • в отношении крещаемых (кроме младенцев), родителей и восприемников — участие не менее чем в двух огласительных беседах, проводимых священником или катехизатором, об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни;

  • в отношении крещаемых (кроме младенцев) — личную покаянно-исповедальную беседу со священником.

Благочинный Сретенского округа протоиерей Олег Клемышев справедливо уточняет: «Довольно часто один из родителей – человек нецерковный, а минимальные требования подразумевают, что он должен быть на огласительных беседах, куда он, конечно, не идет. В то же время, мы не можем препятствовать другому родителю крестить и воспитывать младенца в православии. В таком случае минимальные требования должны относиться к тому родителю, который приносит младенца ко крещению». Это совершенно верное замечание — именно в этом смысле следует понимать указания Священного Синода. Более того, если родители или восприемники уже воцерковлены, регулярно участвуют в приходской жизни, причащаются, научены основам веры — им, конечно же, не нужно проходить оглашение. Это, кстати, оговорено как в синодальном документе, так и в моем распоряжении.
Несколько слов о содержании катехизических бесед. Секретарь по городу Москве и благочинный Центрального округа протоиерей Владимир Диваков сообщает, что, несмотря на изданное распоряжение, «катехизация для желающих принять Святое Крещение бывает чисто формальной. Наблюдались случаи, когда люди прошедшие катехизацию в других храмах и имеющие на то свидетельство не только не знают и не читали таких молитв как “Отче наш...” и Символ веры, но даже не умеют правильно наложить на себя крестное знамение, а уже тем более не понимают значение Таинства Крещения». Отцу Владимиру вторит член епархиального совета протоиерей Максим Шевцов: «Были случаи, когда люди приходили со справками, выданными им в разных храмах, что прошли огласительные беседы и хотели креститься, а ответить на самые простые вопросы они не могут. На вопрос, почему такие низкие знания, говорят, что они выполнили все, что от них требовали и все, теперь их надо крестить».
Предлагаю Преосвященным викариям в каждом викариатстве определить те храмы, где практика катехизации осуществляется на высоком уровне, и провести семинары, где успешные катехизаторы поделятся своим опытом с теми приходами, где огласительная практика еще оставляет желать лучшего.
Просвещение прихожан, которое должно начинаться с катехизации перед Таинством Крещения, конечно же, не завершается ею. Следует пользоваться любой возможностью для научения людей, для сообщения им основ веры Христовой, евангельских истин. Удивительно, но ведь бывают еще случаи, подобные тому, который описывает протоиерей Владимир Диваков: «В Великую субботу, когда люди, даже малоцерковные стремятся зайти в храм, уже в 2-3 часа дня находят его закрытым, якобы для уборки, что очень огорчает людей. Именно в подобные дни следует заниматься миссионерской деятельностью: раздавать листовки, рассказывающие о празднике, и другую религиозную литературу». Убежден, что подавляющее большинство присутствующих здесь настоятелей полностью согласны с последним утверждением отца Владимира, а те, кто в приведенном примере узнал свой храм, — в грядущем году исправятся.
Ключевую роль в развитии просветительской деятельности прихода играет штатный миссионер-катехизатор. При этом важно находить и привлекать добровольцев из числа прихожан, и успешные примеры храмов, где это происходит, мне известны. Неизменно важной является роль работников свечного ящика, которые, как правило, первыми встречают человека, приходящего в храм. Хорошо, что сейчас, во исполнение поручений двух предыдущих епархиальных собраний, в некоторых викариатствах организуются семинары для этих работников. Такие семинары, на мой взгляд, должны иметь практический характер: например, как правильно повести разговор с человеком, у которого только что скончался родственник — очевидно, что этот разговор не может ограничиться предложением заказать панихиду, сорокоуст, годовое поминовение и тому подобное, но должен быть средством поддержки человека в трудной ситуации, с указанием, что молитва и участие в богослужениях могут помочь перенести постигшую скорбь и облегчить участь новопреставленного.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments