iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Императивы Святейшего Патриарха Кирилла. Исповедь

Оригинал взят у kirillfrolov в Императивы Святейшего Патриарха Кирилла
Из доклада Святейшего Патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г.Москвы:

Исповедь

На предыдущем епархиальном собрании говорилось о том, что исповедь желательно проводить с вечера, а не во время Божественной литургии. По этому поводу отец Владимир Диваков мне докладывает: «В ряде храмов это выполняется и даже “перевыполняется”, поскольку утром больные прихожане не имеют возможности причаститься по причине того что утром категорическим им отказывают в исповеди, ссылаясь на распоряжение Патриарха». Член епархиального совета протоиерей Максим Шевцов также пишет о том, что буквалистское осуществление прошлогоднего предложения приводило к неприятным ситуациям: «Явно стало то, что люди не готовы в своем большинстве к таким требованиям, а некоторые не желают принимать такие условия категорически. <…> Мы потеряем тех немногих, которые тянутся к храму, но выполнить подобного рода жесткие предписания, в силу жизненных обстоятельств, не могут».

В вопросе о времени совершения исповеди не может быть формалистского подхода. Конечно, следует идти навстречу тем людям, которые по тяжелой болезни, по загруженности работой в будние дни недели и субботние дни или по наличию малолетних детей не могут придти в храм с вечера. Вместе с тем следует приучать прихожан и к тому, что подготовка к Причастию предполагает и усилие над собой — в том числе необходимость встать с утра пораньше. Опоздание к началу исповеди или даже к началу Божественной литургии порой превращается в дурную привычку.

Священникам следует призывать тех, кто исповедуется во время Божественной литургии, подходить к покаянию с вечера или до начала литургии — сообразно следует назначать и время начала чинопоследования. С пониманием относясь к многодетным семьям, следует настойчиво объяснять родителям, что детей необходимо постепенно приучать к тому, чтобы вовремя приходить на богослужение. Очень печально, когда детей (конечно, я сейчас имею в виду не грудных младенцев) приводят в храм не то что после начала Божественной литургии, но даже и после чтения Святого Евангелия, а иногда и непосредственно к выносу из алтаря чаши.

Следует заметить, что уменьшению времени, посвящаемому исповеди во время богослужений, способствовало бы более ясное различение Таинства Покаяния и духовной беседы, в которую порой превращается исповедь. Последнее нередко и приводит к тому, что исповедь затягивается до отпуста Литургии. Для того чтобы нуждающиеся в том прихожане могли излить свои скорби или устремления в беседе со священником, должно быть организовано внебогослужебное дежурство священников. В малоклирных храмах могут быть хотя бы введены определенные часы приема дежурного священника, например, за час или два до начала вечернего богослужения, или какое-то время после окончания воскресного богослужения. В многоклирных храмах дежурства могут быть и более интенсивны. Тем, кто, во время Божественной литургии стремиться превратить исповедь в беседу, можно предложить придти в определенные часы.

Часто встречающейся ошибкой исповедающих священников, особенно молодых, является возложение неудобоносимых бремён поста и молитв на прихожан. Сегодня порой встречаешься с тем, что в светских средствах массовой информации повторяются слово в слово указания Типикона, в том числе, к примеру, и о неядении в первые три дня Великого Поста. Духовенству не следует предъявлять подобные требования к прихожанам, но надлежит руководствоваться в этой теме разнообразной и очень осторожной многовековой практикой Русской Православной Церкви. Молодым священнослужителям хочу порекомендовать по этому и другим пастырским вопросам почаще обращаться за советом к старшим и многоопытным священнослужителям.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments