iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Categories:

По ту сторону здравого смысла: чем суеверие отличается от веры

Оригинал взят у k_istine_icxc в По ту сторону здравого смысла: чем суеверие отличается от веры
Почему взрослые люди боятся черных кошек, чем отличается суеверие от благочестивой традиции и что ждет тех, кто не верит в плохие приметы, корреспондент "НС" Екатерина Степанова выясняла у священника-этнографа протоиерея Александра Шантаева и у лингвиста-этнографа Елены Левкиевской.

***

Протоиерей Александр Шантаев родился в 1964 году в Западно-Казахстанской области. В 1991 году окончил Киевский государственный художественный институт. Рукоположен во священники в 1994 году. С 1994-го по 2004 год служил на приходах сел Введенское, Берендеево, Львы Ярославской епархии. В 2004 году - настоятель Спасо-Преображенского собора Угличского кремля. Директор молодежного социального центра во имя св. царевича Димитрия Угличского. Автор книг "Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе", "Священник. Колдуньи. Смерть. Этнографические очерки сельского прихода", "Асина память", "Между небом и Львами. Записки на полях церковного года".

Тяга к таинственному

- Отец Александр, как появляются православные суеверия, почему в христианскую традицию примешиваются языческие обряды: через какое плечо правильно передавать свечу в храме и тому подобное?

- Дело, я думаю, не в каких-то именно "православных" суевериях, а в том, что суеверность присуща человеческому сознанию в принципе. Народные, то есть догматически не просвещенные формы религиозного мировосприятия очень устойчивы. Не сомневаюсь, что есть свои специфически буддийские или мусульманские формы народной набожности. Античные и римские авторы, по-нашему язычники, например Лукиан, высмеивали суеверия своих современников. Что такое, собственно, суеверие? Слово "суеверие" было изобретено по аналогии со словами "суемудрие", "суесловие" в петровскую эпоху, для адекватной передачи латинского superstition. Эпохой ранее разные неподобные обычаи обозначались польским словом "забобоны", которое нет-нет, а попадается и сегодня в народной речи. Просвещенная часть общества начинает обращать внимание на суеверие тогда, когда устанавливается нормативное представление о вере, когда здравое понимание вещей противопоставляется нездравому. Феномен "суеверия" коренится в присущей человеку тяге к таинственному, которая в искаженном грехопадением мире является искаженным же стремлением к Таинству, к жизни в Святом Духе.

- Одной моей беременной подруге верующие женщины в храме рекомендовали до родов не трогать кошек, иначе, мол, у малыша на спине шерсть вырастет… Как им объяснить, что это ерунда?

- Ну, можно посоветовать не трогать до родов заодно и кактусы, чтобы шерстка не получилась колючей, а также избегать прикасаться к изогнутым предметам, чтобы ножки не стали кривыми… А если серьезно, в случае с вашей подругой мы видим характерное проявление магического сознания. Вера, по словам святого Диадоха Фотикийского, есть мысль о Боге, лишенная идолопоклонства. Эти женщины-советчицы в храме, они же уверовавшие, принявшие Христа. Но это принятие веры не огласило все окраины и закоулки личности: поверху - церковная жизнь с соблюдением всего предписанного уставом, а с исподу именно оккультное (т. е. скрытое, потаенное) убеждение, что существуют еще более секретные взаимосвязи в мире, нежели те, что открыто исповедуются Церковью. Кстати, многие представители "колдовского и целительского цеха" играют именно на этом тайнознании и посвященности для немногих в отличие от провозглашаемого во всеуслышание Евангельского благовестия.

Людям, которые подвержены суевериям, непросто объяснить, почему так или иначе поступать неправильно. Этим людям следует объяснять Христа и открывать для них Евангелие! В наше время люди массово причисляют себя к исповедующим православную веру, и правильно делают, но опыт подлинного богообщения все-таки очень редкий. И не в силу исключительности самого этого опыта (хотя это так и есть), но в силу того, что нужно искреннее желание проснуться. Пробудиться, очнуться, что ли. Искать Бога, а не только правильно выполнять установленные обряды.

Когда человек действительно вступит в личностный, подлинный диалог с Богом, откроет Его в себе, научится соотносить свое дыхание и свою жизнь с Ним, с Евангелием, тогда ему не надо будет объяснять, через какое плечо правильно передавать свечу. Все суеверия развеются как туман…

- Моей родственнице как-то подложили под коврик у входной двери иголку, она очень испугалась сглаза, хотя, кажется, верующий человек. Как ее успокоить?

- Испуганному ничего не докажешь, если он лишь только "немножко" христианин и при этом боится приворотов, заговоров и всех этих "вампирических" и "энергетических" воздействий. Как излечиться от трусости? Воспитанием смелости! Усилием воли, работой над собой, напряжением тех мышц, что расположены между ушами, то есть мозговой деятельностью, а также душевным трудом. Христос, несомненно, призывает нас преодолевать страхи и страхования. Ну хорошо, испугалась родственница: "Какой ужас, кто-то мне желает зла!" - а потом помолилась и вспомнила евангельское: "У вас же и волосы на голове все сочтены; Не бойтесь же…" (Мф.10:30) Не бойся! Господь с нами! Такая заповедь для верующего: не бойся приворотов, сглазов и ночных стуков! А уж если ты боишься, тебе ничего не поможет: хоть ты обложись святыньками и ходи в водолазном костюме, наполненном святой водой.

vedma-03

Колдунья, насылающая болезнь. Немецкая гравюра, 1489 год

Человек перед лицом смерти

- Множество суеверий связаны со смертью. Однажды я видела, как на похоронах поругались близкие люди из-за того, как правильно ставить портрет - в ногах или в голове покойника и куда портрет должен смотреть! Наверно, при помощи этих ритуалов люди пытаются меньше думать о смерти?

- Современные горожане пытаются свести свои отношения со смертью к разумной функциональности. Умирает - не надо ему об этом говорить, чтобы он не расстраивался, в больницах стены раскрашивают в приятные тона, чтобы поменьше было депрессивности. Когда человек все же умер, в гробу не хоронить - страшно деткам смотреть на мертвого, лучше быстренько кремировать, собрать останки в эстетичную урну. На похороны прикупить соответствующий наряд, темненький, может, еще потом пригодится. Помянуть где-нибудь в кафе неподалеку, чтобы посуду после гостей не мыть. А после всех церемоний, поплакать, конечно, и саженцы цветочков в колумбарий прикупить. Ну и, само собой, жилплощадь высвободилась, а это уже вопрос будет посерьезнее смерти! Разумеется, я утрирую, и вовсе не с целью кого-то обидеть. Просто смерть - это такое зеркало, в которое бесконечно вглядывается человеческая цивилизация. Всмотритесь в нашу культуру смерти, и вы увидите то, что Филипп Арьес (французский историк, автор книги "Человек перед лицом смерти") назвал "переворачиванием", "если ада нет, то и рай меняет свой облик". Торжествующая идеология консьюмеризма простирается и на загробную жизнь. В восприятии внецерковного и околоцерковного большинства ад упразднен как "недоброкачественная услуга" со стороны Бога, не отвечающая современным требованием безопасности потребителя. Рай остался, но без Бога, так как Его близкое присутствие мешает нормально расслабиться и вкусить плоды вечности. Отсюда такая забота о формальных интересах покойника: портретах, венках, каких-то вещах в дорогу… В урбанистической практике погребальной обрядности в первую очередь присутствует стремление так упокоить умершего и уважить, собственно, саму Смерть, чтобы, выражаясь современной безличной лексикой, "свести риски претензий со стороны последних к минимуму".

- А как быть верующему, например, на похоронах, когда родственники его просят совершить какие-либо ритуальные действия: переворачивать табуретки после гроба или поставить на поминках перед портретом умершего стакан водки с хлебушком? Не соглашаться же, несмотря на мифопоэтику…

Читать далее...


Tags: ересь, лжеправославие, суеверия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments