iskander_bel (iskander_bel) wrote,
iskander_bel
iskander_bel

Category:

теология освобождения и христианский социализм в православии / точка зрения

Оригинал взят у oleg_gavrysh в А вот вам и "теология освобождения" и "христианский социализм" в православии!
Православие вера для всех. В том числе и для тех кто выступает за социальную справедливость и против угнетение государством людей.

Вот вам конкретный пример человека которого можно назвать христианским социалистом - религиозный философ и богослов, публицист, профессор по кафедре нравственного богословия Киевской духовной академии, председатель Киевского религиозно-философского общества, издатель и главный редактор журнала «Христианская мысль» Василий Ильич Экземплярский.

Кстати как и diak_kuraevбыл уволен из тогдашней духовной академии. За несогласие с официальной, "казенной" линией.

***

Н.В. Сомин
ФЕНОМЕН ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО

(о жизни и нравственном богословии проф. Киевской Духовной Академии

Василия Ильича Экземплярского)

(отрывок из статьи)

Еще одна важная для Экземплярского тема: социальное зло. В своем докладе на заседании Киевского религиозно-философского общества /23/, он прежде всего задает вопрос об активном отношении Церкви к социальному строю:

«Вопрос идет о том, придется ли церкви всегда оставаться лишь в положении зрителя человеческих страданий и горя (…) Есть ли в христианстве данные для того, чтобы церковь, верная Евангелию, могла деятельно участвовать в решении т.н. социального вопроса, чтобы она могла освещать светом небесного учения многоразличные стороны общественной жизни, являться в мире этом воинствующей за правду, осуждающей зло, благословляющей добро, поддерживающей слабых?» /23:3/.

Сам Экземплярский уверен, что «христианство по природе своей нравственной проповеди обнимает не только личность, но и общество» /23:5/, что «христианская проповедь социальна по своему существу. Любовь не может быть принципом индивидуалистической морали» /23:27/. И здесь Экземплярский формулирует один важный принцип: нравственные идеалы, к которым должна призывать Церковь, должны браться из Нового Завета, а не из исторической жизни Церкви. Говоря о должном пути «развития человеческой общественности», Экземплярский замечает: «Путь этот один – учение Евангелия, а не жизнь христианская, не путь истории» /23:7/. Дело в том, что исторический путь Церкви сложился так, что «многие века она была в отношении к общественной жизни как бы рабом нерадивым, спрятавшим великое сокровище мировой любви, данное ей Господом Иисусом Христом» /23:2/, что в общественной сфере она шла «всегда позади социальных завоеваний гуманизма» /23:5/. А потому не историческая жизнь Церкви, полная компромиссов, а только верность Евангелию может правильно нас сориентировать. В этой работе Экземплярским сформулирован другой важный тезис: любовь и только она является для Церкви мерилом отношения к социальной сфере. А потому постоянное игнорирование Церковью социальной проблематики говорит о недостатке любви.

Пока шла речь о сравнительно небольших работах Экземплярского, где он не мог дать развернутой аргументации. Но у него есть и монография – увы, затоптанная в грязь жемчужина русского богословия.

5. Судьба главной книги Экземплярского

За год до увольнения, в 1910 г. вышел основной труд Экземплярского "Учение древней Церкви о собственности и милостыне" /5/. Как считал А. Введенский (будущий обновленческий «митрополит») /6/, именно эта книга явилась главной причиной увольнения Экземплярского. Это вполне вероятно, поскольку сам Экземплярский о ней пишет: "В "Учении древней Церкви о собственности и милостыне" я с особенной горячностью боролся с господствующим направлением наших систем нравственного богословия" /2:12/. И действительно, в книге можно найти ряд смелых обличений, например:

"...положение, занятое нашим нравственным богословием по данным вопросам, совершенно не соответствует духу Евангельского учения, а иногда прямо искажает смысл учения Слова Божия" /5:4/.

"Огромное большинство богословских статей, проповедей, отделов в учебных системах ставит своей задачей изложения (...) христианского учения о собственности и милостыне не то, чтобы с возможною чистотою, ясностью и полнотою изобразить христианское идеальное учение, но почти противоположное: оправдать всеми возможными соображениями разума и всеми возможными текстами Слова Божия, в их нередком перетолковании, действительно существующие и господствующие порядки жизни" /5:5/.

"Советы наших богословов богатым приобретать, охранять и умножать свое имущество, как истинный дар Божий, дар совершенный; а бедным советы "сохранять внутреннюю независимость духа" и внутренно "хотеть быть бедными" способны заставить покраснеть каждого, знакомого с учением Церкви" /5:6/.

Отметим, что в последнем случае Экземплярский имеет в виду проф. М.А. Олесницкого, чей курс нравственного богословия /19/ был принят в качестве учебника в академиях и семинариях.

Но цель этой выдающейся работы вовсе не в обличениях. Сам Экземплярский писал: «Наша цель иная: изложить положительный христианский взгляд на предмет» /5:3/. Книга Экземплярского - единственная в русском богословии монография, целиком посвященная вопросу собственности и богатства со святоотеческой точки зрения. Ее содержание полностью основано на учении святых отцов III-V вв.: Тертуллиана, Климента Александрийского, Киприана Карфагенского, Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, бл. Августина, бл. Иеронима и др. Добрую половину текста книги составляют выписки из Писания или святоотеческого предания - около 300 цитат из Библии и около 700 - из святых отцов. Заметим, что Экземплярский был великолепным знатоком патристической литературы. Весь материал книги собран им не из «цитатников», а на основе непосредственного изучения святоотеческих текстов.

И вот на основе столь обширного материала Экземплярский воссоздает подлинное святоотеческое учение о собственности и милостыне, обладающее поразительной высотой. Русский богослов убедительно показывает, что в основе него лежит милосердие и любовь к ближнему. С облегчением читаешь эту книгу: из нее льется чистый ключ подлинно Евангельского учения, которое было искажено «представителями русской богословской мысли», иногда до неузнаваемости, заимствованиями из протестантских и католических источников. Сила приведенных святоотеческих мнений столь впечатляюща, что ознакомившись с ними непосредственно убеждаешься: вот истина, и ничего иного святые отцы и не могли говорить. Экземплярский замечает: «В этих святоотеческих творениях и слышно биение живого, христиански любящего сердца и видно совершенное проникновение духом Евангельского учения» /5:6/. Автору уже приходилось писать об этой книге /7/, а потому приведем лишь основные выводы, который делает Экземплярский из святоотеческого учения о богатстве и собственности:

"Право собственности не принадлежит к области благодатной христианской жизни, к сфере Божьего царства и потому не может быть рассматриваемо как святыня для христианской совести, и к нему не может быть прилагаем предикат "священное", но лишь "неприкосновенное". Это потому, что право частной собственности, как оно осуществляется в жизни людей, принципиально противоречит началу всеобъемлющей христианской любви, не знающей границ моего для другого; право собственности возникает, поэтому, не на основе христианского братства людей, но на основе недостатка такого братолюбия, когда человек противополагает себя и свое другим...Христианская любовь, разрушающая эгоистические перегородки жизни, ставит идеалом своим не отобрание чужого, но свободное отдание своего на общую пользу...Ясно само по себе, что при таком отношении к началу личной собственности, идеалом устроения материальной стороны жизни членов христианской церкви должно явиться общение имуществ на основе свободной братской любви по примеру жизни первохристианской общины" /5:51-52/.

О богатстве и бедности: "самый факт разделения людей на богатых и бедных не есть Божеский закон и богатство не есть Божий дар человеку, но такое разделение есть результат недостатка братской любви среди людей и обиды слабейших более сильными"/5:154/.

Вывод этот разительно отличается от господствовавшей в богословской науке того времени апологии частной собственности, указания на ее "священный" характер, на признание ее незыблемым основанием, на котором только и возможно устроение христианского государства. Сам Экземплярский это отчетливо осознает: «положение, занятое нашим нравственным богословием по данным вопросам совершенно не соответствует духу Евангельского учения, а иногда прямо искажает смысл учения Слова Божия» /5:4/. По Экземплярскому, положение и впрямь серьезное: то учение о собственности, которое всегда казалось «общепринятым», которое преподавалось в семинариях и академиях – не святоотеческое. И это показано профессионально - богословски аргументировано и литературно талантливо. Его книга вскрыла неблагополучное состояние русского нравственного богословия в отношении одного наиболее важных его разделов – учения о собственности. Свою правоту Экземплярский доказал. Осталось самое трудное – чтобы это неблагополучие было услышано православным народом.

К сожалению, выдающийся труд русского богослова, который по праву должен войти в золотой фонд христианской богословской науки, так и остался практически неизвестным православной общественности. После скандала 1911г. имя Экземплярского замалчивалось. На его книгу нашлось лишь несколько кратких откликов, либо глухо-нейтральных, как у С. Н. Булгакова /8:I/ (хотя Булгаков хорошо знал Экземплярского и сочувствовал ему), либо негативные, как у Н. Стеллецкого /28:95/ или М. Тареева, который ехидно писал: «Из таких выписок, взятых у Иоанна Златоуста и других отцов Церкви можно было бы составить целую книгу (см. Экземплярского «Учение древней Церкви о собственности и милостыне») (…) Но святые отцы в своих выводах не шли далее проповеди милосердия» /21:89/. Заметим, что проф. Тареев неправ: святые отцы как раз шли «далее проповеди милосердия». Так, св. Иоанн Златоуст считал, что если милостыня подлинная - не бросание монеток нищим, а когда все отдают всем все – то результатом будет… Иерусалимская община, в которой был осуществлен христианский коммунизм. Тогда «Никто ничего из имения своего не называл своим», а «все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» (Деян.4.32-35). И великий святитель прямо с амвона призывал своих прихожан последовать примеру первохристиан.

Все это Экземплярский сопровождает подробными ссылками на святых отцов, доказывает, убеждает. Но время работает против него. Капитализм в России бурно развивается. Мир страстно стремится к обладанию собственностью. И, естественно, ждет от Церкви не обличений, а оправдания всему совершающемуся. В такой ситуации никакие доказательства просто не будут услышаны. Коллеги Экземплярского это давно поняли, а вот он, «недалекий», все пытается грести против течения. Апология частной собственности, увы, проповедуется и сейчас, во времена криминального капитализма на Руси. Это, на наш взгляд, является еще одним подтверждением глубокой правды Экземплярского о печальном сползании богословия к оправданию имеющих силу реалий жизни.

http://chri-soc.narod.ru/Exem_b.htm

Tags: коммунисты, лжеправославие, психи
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments